Турпомощь раскритиковала «гарантийный фонд» Электронной Путевки, испугавшись своей аннуляции
В новую версию закона об электронной путевке (ЭП) загадочным путем «попали» изменения, которые не соответствуют рекомендациям правительства, могут оказаться окном для входа на рынок мошенников, а главное – окажутся дополнительным и довольно «мутным» побором для бизнеса, который и так пытается выживать как может. Такую оценку ситуации озвучили на пресс-конференции в пятницу представители РСТ и «Турпомощи». Впрочем, эксперты считают, что вся эта пресс-конференция была нацелена лишь на одно - на спасение Турпомощи и её «золотых» фондов от скорой аннуляции из-за полной ненужности для рынка - как для туроператоров, так и для туристов...
«Самый большой в нашей истории, за 30 лет существования туррынка, кризис наконец-то завершается, восстанавливается по крайней мере внутренний туризм. И тут перед рынком встала проблема, которая может серьезно отодвинуть восстановление отрасли», - заявил Андрей Игнатьев, глава РСТ. По его словам, рынку понятна и цель создания электронной путевки, и «цифровизация» отрасли, и его основная задача по обеспечению «прозрачности». «Сам механизм не вызывает у нас отторжения. Но поправки, внесенные в закон, не устраивают участников рынка, которых даже не пригласили к обсуждению. Закон о туристической деятельности для нас, как конституция для страны, однако сейчас сложилась ситуация, что закон вносится на второе чтение уже 8 июля, мы сделали поправки и замечания, мы готовы к диалогу, но у нас нет такой возможности», - заявил Андрей Игнатьев.
Основной камень преткновения – внесенный в закон гарантийный фонд, в который должны платить абсолютно все туроператоры, пользующиеся электронной путевкой, а также взнос за саму путевку. «Поправки помимо всего ставят в разное положение легально работающих в России туроператоров и сервисы типа Букинга, которые не платят никаких налогов. Заком предполагает сразу два платежа – за электронную путевку и за гарантийный фонд. Все это свалится на российского туроператор внутреннего туризма, который сразу становится неконкурентоспособным по сравнению с Букингом – ему или придется вести рисковый бизнес или уйти с рынка, т.к .продукт будет дороже.», - заявил Андрей Игнатьев. При этом он призвал не забывать, в какое время принимается закон: «У нас только кое-как стартовал сезон, при этом до декабря 2021 года туроператорам надо будет выполнить отложенные обязательства перед туристами. В таких обстоятельствах с них необходимо снять любую финансовую нагрузку и сделать существование российских туроператоров на рынке удобным», - подчеркнул Андрей Игнатьев. Кроме того по его словам, система, в которой любой, заплативший деньги, может объявить себя туроператором и работать становится «лазейкой для мошенников», с которыми долго бились на рынке – и собственно эта борьба породила фингарантии и фонды.
При этом существующие механизмы неплохо работают, неясно, зачем вводить новый и «сырой» побор – отметил глава «Турпомощи» Александр Осауленко: «Есть вывоз туристов – для этого предназначен резервный фонд, а компенсации в случае отмены поездки – это фонды персональной ответственности. На сегодняшний день резервный фонд, который правительство РФ отдельным постановлением в 2020 году признало достаточным, составляет 421 млн рублей. Фонды персональной ответственности составляют 2 млрд 25 млн 293 тыс. рублей. За время существования фондов с рынка ушло 16 туроператоров, по 11 из них проводились выплаты. Величина выплат составляла до 100% тех потерь, которые понесли туристы», - заявил Осауленко. При этом механизмы в целом проверены условиями кризиса 2014 года и по крайней мере бюджетные деньги они сэкономили – отметил глава «Турпомощи». «Регулировать общественные отношение по внесению данных в электронную путевку – такова была первоначальная задача поправок, и никто не против этой цели, но обновленная редакция – вводит дополнительное финобеспечение. Это как минимум новая законодательная инициатива, которую надо вносить самостоятельно либо повторно, кроме того взнос ее – параллельно с существующими элементами необходимо согласовывать с туроператорами и прочими компетентными органами», - отметил Александр Осауленко.
Председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере туризма Юрий Барзыкин также отметил, что с новыми поправками их не сочли нужным ознакомить. Претензии те же: «Только нам удалось отбиться от обязательного взноса с гостиниц, как тут внезапные новые взносы. В таком виде законопроект не защитит потребителя, и не даст возможности работать туроператорам. Кроме того, он не выполняет собственно рекомендации правительства, не регулирует кто и как должен вносить сведения в электронную путевку, туроператор или турагент, как будет сохранятся данные и т.д.», - заявил Юрий Барзыкин.
В итоге в планах Турпомощи и РСТ значится добиться того, чтобы закон был отозван и направлен на новое рассмотрение. «РСТ, ТПП, Турпомощь уже направили письма премьер-министру Михаилу Мишустину, профильному вице-премьеру Виталию Чернышенко, заместителю руководителя аппарата правительства, спикеру Госдумы Вячеславу Володину и ряду депутатов. Главная цель – перенести обсуждение законопроекта.
В целом эксперты констатируют, что данное противодействие Электронной Путевке исходит, в основном, от Турпомощи, которая станет совершенно ненужной после введения «гарантийного фонда» ЭП. При этом денег Турпомощь собрала в свои фонды с туроператоров немалые, и отказываться от управлениями ими явно не собирается. А учитывая, что это добровольно-принудительная общественная организация фактически контролируется верхушкой РСТ через своих представителей в директорате Турпомощи, то заинтересованность РСТ в сохранении статус-кво очевидна. Прошедшая пресс-конференция это лишьний раз продемонстрировала... Кстати, дифирамбы об эффективности Турпомощи как института защиты туристов, которые были исполнены на пресс-конференции, явно притянуты за уши - организацию не раз критиковали за проблемы с вывозом туристов, в том числе критиковали Ростуризм и Минэк...