Туроператоры рассказали, как их спасла программа кешбэка, и как её надо улучшить к следующему разу

Thursday, 10 September. 2020

Правительство России рассчитывает продлить программы кешбэка на туры по России. Туроператоры в целом положительно оценивают инициативу – неделя продаж с кешбэком вызвала рост спроса от 20% до 75% - разброс объясняется в основном разницей направлений этих продаж. И как отметили эксперты, результат внедрения кешбэка в туризм фактически оказался реально действующей компенсацией для турфирм за «карантинный» простой. Однако и замечания и предложения от экспертов рынка к этой программе имеются.

Итак, в среду было озвучено, что правительство России считает, что программу кэшбэка на туры по России нужно продлить как минимум до конца года, захватив новогодние каникулы. Об этом заявил на совещании с президентом Владимиром Путиным вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По его словам, на реализацию программы было выделено 15 млрд рублей, а туроператоры подготовили для нее более миллиона турпакетов. «Мы видим, что на каждый рубль средств федерального бюджета, которые мы потратили на стимуляцию внутреннего туризма, дополнительно было привлечено по нашим расчетам около семи рублей - такой хороший мультипликатор, то есть деньги пошли в регионы», - заявил он. Напомним, сама неделя продаж туров прошла с 21 по 28 августа, туристам возвращался кешбэк в размере до 20% стоимости туров. Для получения кешбека нужно было купить по карте «Мир» тур стоимостью от 25 тыс. рублей продолжительностью не менее четырех ночей. Всего программой воспользовались около 60 тысяч туристов.

В итоге старт новой продлённой программе уже дан: премьер-министр Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Дмитрию Чернышенко и главе Ростуризма Зарине Догузовой «в быстром темпе» подготовить документы по продлению на 2021 год программы кешбека на туры по России. Причем для обновленной версии предполагается использовать не охваченные первым этапом средства.

Зарина Догузова в свою очередь уже заявила, что вторая распродажа туров с кешбэком будет идти существенно дольше первой, также будет сокращено минимальное число ночей в туре – с 4 до 2. Это кстати одна из «туроператорских» поправок. «Решение президента России о продолжении программы уже в этом году позволит нам значительно увеличить загрузку туристической инфраструктуры в межсезонье, серьезно поддержать бизнес, регионы, рабочие места, а главное – даст людям возможность доступно и разнообразно отдохнуть в стране. У нас впереди детские каникулы, ноябрьские праздники, и Новый год», - заявила Зарина Догузова. Также глава Ростуризма отметила, что планируется снизить минимальную стоимость тура, за который можно получить кешбэк, а также внести в неё некоторые технические коррективы.

Туроператоры остались очень довольны этой программой, но предлагают её существенно усовершенствовать. Для этого корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ» опросил руководителей ведущих туроператоров по России. Приводим их мнения:

  1. Интурист. «Продажи туров по России во время недельной акции с кешбэком выросли на 20-45% в зависимости от региона по сравнению с предыдущей неделей. Лидерами продаж стали такие регионы как Краснодарский край и Сочи, Крым, Санкт-Петербург, Калининградская область и Татарстан. Заметно подросли и продажи таких направлений как Алтай, Байкал и Камчатка», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Сергей Толчин, исполнительный директор туроператора «Интурист». Эксперт отметил, что новость о продолжении программы является абсолютно логичной с учётом положительных результатов первого этапа акции.

    «В целях дальнейшего успешного развития проекта необходимо наращивать усилия по популяризации этой акции, вести разъяснение ценностей карты МИР при дальнейшем использовании, чтобы люди с большей готовностью открывали такие карты. Поможет развитию проекта и упрощение выпуска новых карт платежной системы МИР. Так, например, вполне логичным выглядит выпуск электронной карты с последующим выпуском пластиковой карты», - добавил Сергей Толчин. Он также отметил, что туррынок рассчитывает, что по мере развития проекта будет повышаться информативность и доступность информации о продукте по акции, расширятся горизонты бронирования по времени и ассортименту, что позволит максимальному количеству потребителей подобрать турпродукт под свои потребности.

  2. Алеан. «Проект стал той необходимой мерой поддержки, которая позволила в короткие сроки перезапустить туризм, а всем ее участникам с оптимизмом смотреть в будущее и строить планы, в том числе вокруг подобных акций. Важно продолжить стимулировать интерес к путешествиям по России. Тем более, что покупка туров по кешбэку - это не замена основного отпуска, а возможность съездить в другой регион и сэкономить при этом до 20%. Этот проект можно было бы развить и в направлении раннего бронирования, когда туристы могли бы получить дополнительные скидки», - оценил Илья Уманский, гендиректор национального туроператора «Алеан», руководитель комитета по внутреннему туризму РСТ. По его словам, спрос на туры по России в период проведения акции увеличился на 73%. А на путевки с кешбэком пришлось порядка 10% всего объема продаж.

    При этом эксперт озвучил основные предложения к «новой» версии программы. Самый актуальные следующие: «Включить новогодние даты в поездки, уменьшить минимальное количество дней в туре, чтобы акция распространялась на популярный сегмент сити-брейков и туров выходного дня, снять ограничения по покупке туров на одну карту. А также снизить требования по транспорту - в низкий сезон ни у кого из туроператоров нет перевозки с блоками мест, а для Подмосковья, например, она и вовсе не нужна», - перечислил Илья Уманский.

  3. Дельфин. «Мы довольны результатом программы, даже если он и оказался не такой впечатляющий, как это заявляли в Ростуризме - 3 миллиона человек программа не собрала. Впрочем, вполне возможно, что эта цифра называлась на перспективу», - оценил Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». Эксперт отметил, что фактически последние недели августа – не лучшее время для запуска подобной программы, но «надо было запускаться, надо было отладить механизм работы программы». На данный момент этих проблем уже не возникнет – механизм отлажен, хотя на первом этапе проблемы были – в том числе во взаимодействии внутри компаний с интеграцией с картой «Мир». «Мы продали туров на 15 млн рублей, заработали на этом 1.5 млн. Но надо отметить, что это больше, чем вся господдержка с начала года. Эта акция помогла поддержать компанию, причем это больше половины всей помощи, которые мы получили как пострадавшая отрасль», - подчеркнул Сергей Ромашкин.

Тем не менее, эксперт назвали и недостатки программы – многие из них вынужденные, например, сроки запуска. В Японии аналогичную программу фактически запустили с 22 июля и на месяц, в итоге до 22 августа набрали по ней 2 млн туристов. «Если бы мы могли запустить программу в те же сроки – у нас тоже могло бы набраться 1-2 млн туристов», - подчеркнул Сергей Ромашкин. Неделя, выделенная на программу кешбэка объективно была слишком коротким сроком – туристу за него приходилось определяться с семьей о поездке, с отпуском на работе, а часто еще и с оформление карты «Мир».

Среди предложений для нового запуска программы Сергей Ромашкин обозначил следующие:

  1. Необходимо удлинять срок принятия решения – дать туристам 2-3 недели для выбора покупки;
  2. Обязательно включить в программу Новый год и новогодние каникулы, которые были исключены из первого запуска. Если на Новый год какие-то направления, вроде той же горнолыжки, не нуждаются в стимулировании – их можно исключить;
  3. Сократить минимальную продолжительность поездки. «В межсезонье больше половины экскурсионки – это программы, рассчитанные на 3 дня и 2 ночи. Что заодно решит для туриста проблему отпуска: его не надо его брать, реально отправиться в тур выходного дня. Таким образом мы в два раза расширим рынок экскурсионки», - пояснил Сергей Ромашкин;
  4. Соответственно необходимо снижать стоимость поездки, участвующей в кешбэке. Три дня на треть дешевле чем пять дней. Таким образом, нижняя граница стоимости тура в программе может быть около 15 тыс.
  5. Совершенно непонятно требование «одна карта, один турист, одна поездка». «Что плохого если один турист съездит в две поездки по одной карте? Если турист съездит и 10 раз, то да бог ему в помощь: в любом случае такой туристы «довезет» все свои деньги в регионы», - подчеркнул Сергей Романшкин.
  6. Снять требование на зимний сезон и межсезонье о необходимости транспортных услуг. «Есть регионы, востребованные туристами, но нетранспортные – то же Подмосковье, куда туристы добираются на своей машине. Мы были вынуждены снять его из программы кешбэка. Более того – даже в Крым 65% туристов едут на своем транспорте», - рассказал Сергей Ромашкин. На зимний сезон туроператоры в целом не ставят вообще никакой собственной перевозки и не хотят навязывать туристам ненужные тем услуги.

«Но в целом, потенциал у программы огромный. Фактически впервые получен инструмент, который снижает цену на тур. Мы видим что туристов это заинтересовало. Тем более в этом году, когда доходы населения падают и расходы на поездки будут срезаны, возмещение по 5-10-15 тысяч за тур – это хороший инструмент. Если мы зайдем с этой программой в удачное время с удачным для туриста набором возможностей – я уверен, что шанс на миллионы туристов у нас есть», - резюмировал Сергей Ромашкин.