Туроператоры озвучили три столпа российского туризма лета-2020: постоянный рост цен, дефицит мест и проблемный сервис

Wednesday, 16 September. 2020

Необычный летний сезон 2020 года на внутренних курортах походит к концу. Туроператор «Алеан», одним из первых представивший итоги сезона, прокомментировал его плюсы и минусы. Основной плюс – туротрасль все-таки жива, внутренний рынок хоть и не показал никаких экстрарезультатов, но в имеющихся обстоятельствах и 70% от турпотока предыдущего года уже достаточно. Важно и то, что у туроператоров получилось завершить сезон без долгов перед туристами. Что касается минусов – то здесь «вечные» проблемы умножились на новые обстоятельства.

Итак, какие минусы сезона находит для себя туроператоры? Как рассказал в среду на пресс-конференции гендиректор туроператора «Алеан» Илья Уманский, их было три. Это рост цен, дефицит мест, и проблемы с сервисом. Все они для рынка не новые, все складывались не один год, и «ковидный» сезон их только акцентировал.

«Проблема роста цен и проблема мест в отелях – взаимосвязанные и в основном причины у них следующие. Из условных 100% всего российского отельного рынка только 10% приходится на качественный номерной фонд. Это отели, либо построенные в последние 10-15 лет, либо в это же время прошедшие реновацию. Как правило, ими управляют профессионалы, они обеспечивают туристам приемлемый сервис – соответственно, на них приходится основной спрос. Но 10% - это очень маленький объем, на который приходится основной спрос в туроператорском сегменте, в итоге в сезон экстра-спроса они перегружаются, образуется дефицит мест – и как только образовывается дефицит, включается наше «динамическое ценообразование» и цены взлетают вверх», - рассказал Илья Уманский.

На кого же приходится большая часть объема? Примерно 10% общего числа номерного фонда - это полностью устаревший сектор «мест размещения», где ничего не менялось с советских лет. Что касается 80%, то они приходятся на отели под общим названием «частный сектор». «Причем не надо думать, что это исключительно мини-отели, это могут быть и отели размером до 100 номеров, но зарегистрированные в серую, как частное домовладение. Они фактически не работают с туроператорами, и для их клиентов в этом году фактически не было повышения цен, не было дефицита мест», - пояснил Илья Уманский.

Для нетребовательного отечественного туриста это удобно – однако для организованного бизнеса этот конкурент – сплошной «генератор проблем». По словам эксперта, именно этот дисбаланс становится причиной расхожего мнения, что отдыхать в России дороже, чем за рубежом. «Бьющиеся» за туриста «пятерки» Турции сравниваются именно с 10% качественных отелей России – где, в силу практически полного отсутствия конкуренции, снижения цен не наблюдается.

При этом «застроить» российское побережье новыми отелями нереально – без пересмотра фактически всей государственной политики по туризму. На данный момент, по определению Ильи Уманского, живые инвесторы, приходящие с идеей построить отель, «крутят пальцем у виска» при оценке бизнес-планов. «Никто не будет вкладываться в строительство гостиницы, которая окупается за 10-15 лет, когда жилой комплекс – уже за два года. Проблемы это системные, решение которых необходимо на государственном уровне, в рамках нацпроекта – от налоговых изменений до развития инфраструктуры. В целом нам необходимы новые курорты на новых территориях, поскольку все попытки «реновации» на существующих курортах приводят к тому, что на состоявшейся инфраструктуре начинает паразитировать «шанхай» частного сектора, с которым организованные структуры справиться не могут», - считает Илья Уманский.

Что касается третьего пункта – проблем с сервисом – то в целом в 10% упомянутых отелей с сервисом всё неплохо. Однако в сезоне 2020 наложилась «несистемная» проблема. «Фактически карантин начался в период подготовки отелей к работе – когда они планируют, сколько потребуется персонала на сезон, откуда его привлекать – напомню, что часто отели привлекают персонал из других регионов. В итоге с марта по июнь было полное непонимание, как сложится год, а в июле турсезон открыли, что привело к кадровому голоду. Из других регионов приехало существенно меньше работников, так как многие опасались карантина, кроме того, понятно, что за 2-3 месяца отели не заработают так, как за 5-6. В итоге отели столкнулись с серьезной нехваткой персонала, что обернулось проблемами с сервисом и определенным негативным фоном», - рассказал эксперт.

Что касается позитива – то первым пунктом, по оценкам Ильи Уманского, необходимо поставить то, что туризм в целом выжил – а опасения были. «В апреле деятельность всей туротрасли была парализована. То есть буквально 4.5-5 млн человек, задействованных в этой сфере, вообще не знали, что им делать. При этом отметим – туриндустрия живет сезоном, который в марте уже начинает запускаться», - подчеркнул эксперт. Ситуацию усугубляли уже проданные туры – программы раннего бронирования работали с осени и в целом туриндустрия получила не меньше 10 млрд рублей авансом за сезон – речь идет о всех проданных турах по России. При этом все эти живые деньги на момент закрытия отрасли на карантин уже «ушли» - туроператоры вложили их в авиакомпании и отели, отели в свою очередь в программы реновации...

«В итоге никто не имел физической возможности вернуть деньги и фактически все сидели в состоянии предбанкротства. А сам порядок возврата денег законодатели «нормировали» довольно поздно: 22 мая Госдума внесла изменения в отраслевой закон и только 20 июля он был подписан», - рассказал Илья Уманский. При этом эксперт подчеркнул, что за то, чтоб сезон состоялся и туроператоры получили возможность «перезапуститься» и в том числе вернуть туристам деньги, пришлось выдержать нешуточную борьбу с тем же Роспотребнадзором. «Благодаря тому, что с июля мы запустились, отрасль жива, деньги в какой-то степени возвращены. Во внутреннем туризме финансовых конфликтов с туристами особо не было. Проблема почти решена», - отметил эксперт. Так что еще один плюс – что туристам все же удалось вернуть их деньги и обойтись без конфликтов. При этом есть отрасли, которые находятся в тяжелейшей ситуации – тот же детский туризм.

Еще один плюс – и тоже следствие карантина – фактически «несчастье помогло» с авиабилетами. Речь идет о существенном снижении среднего ценника авиакомпаний. «В связи с закрытием международных рейсов, перевозчики переключились на внутренние авиалинии. Для них это проблема, средняя загрузка составляет 60%, авиакомпаниям тяжело – но потребитель, несомненно, выиграл, получив снижение среднего тарифа на авиабилеты на 25-30%», - рассказал Илья Уманский.

При этом эксперт отметил тренд на нестандартные форматы отдыха, которые стали предлагать туроператоры – от регат до йоги, а также попытку крупных «выездных» туроператоров «закрепить» за собой место на внутреннем рынке, в том числе неохваченные направления – например, попытки «освоить» Байкал, Хакасию и Калининград.

«В целом то, что сезон 2020 года дал для внутреннего туризма какой-то экстрарезультат – это миф. Мы получили объем около 70% от прошлого года. Однако в целом – особенно по сравнению с международным туризмом – внутренний туризм в этом сезоне выжил в полном объеме и может развиваться дальше, но что нам крупно повезло – сказать нельзя», - подытожил Илья Уманский.

На российских курортах пляжный сезон подходит к концу, однако для экскурсионных туров погода становится идеальной. И если вы размышляете, стоит ли поехать в северную столицу, то проанализируйте все цены на туры Петербург и вообще по России, которые собраны в онлайн-агрегаторах: ✈ вот прямая ссылка на Level.Travel по России и вот прямая ссылка на Travelata по России. В них агрегируются абсолютно все туры всех российских туроператоров, что позволяет туристам удобно их сравнивать и выбирать лучшие турпакеты. Тем более, выбранный тур можно сразу забронировать, получить мгновенное подтверждение и оплатить онлайн через безопасный банковский шлюз. В этих же агрегаторах собраны туры от туроператоров в Турцию, ОАЭ, Египет и на Мальдивы.