Турагентства и туристы: «Матрешка Тур» не платит, рассчитывая дотянуть до окончания фингарантий
«Ситуация близка к критической» - заявляют петербургские турагентства, работавшие с туроператором «Матрешка Тур», и попавшие на деньги из-за срыва чартерной программы этого туроператора в Китай. Эпопея по возвращению денег за несостоявшиеся туры тянется с января без реальных успехов, при этом представители турагентств опасаются, что туроператор планирует «вяло доработать» до окончания договора по фингарантиям, который наступит в августе, чтобы «точно ничего не возвращать».
Напомним, первый этап конфликта стартовал еще в январе. Тогда туроператор «Матрёшка Тур», получивший «известность» из-за сорвавшихся полетных программ на Хайнань, где у него застряли туристы, предложил оплатившим туры замену этого направления на Израиль и Иорданию. Однако и эта программа также сорвалась. Далее туроператор рассылал по турагентствам письма, в которых возвращать заплаченные средства предполагал следующим оригинальным образом: либо снова замена пострадавшим туристам тура на новое направление из обоймы туроператора, теперь уже в счет летних программ, либо же возврат денег, но «в рассрочку» - на срок от трех до шести месяцев.
«Конкретно у нас ситуация следующая: в декабре туристы через нас бронировали туры «Матрёшки» в Китай. Сначала им поменяли прямой рейс на рейс с пересадкой в Красноярске, клиенты согласились. После этого полётную программу вообще сняли. После этого нам пришлось убеждать клиентов поменять тур на предложенную программу Израиль + Иордания, однако через какое-то время и эта программа, а также программа на Болгарию были сняты», - прокомментировала тогда корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Ирина Семенова, гендиректор петербургского турагентства «Едемвотпуск.ру», член правления Альянса Туристических Агентств (АТА). В итоге было написано заявление на возврат средств, на которое от туроператора «Матрёшка Тур» поступил ответ, в котором компания предлагала четыре варианта: три переноса на любое направление теперь уже весенне-летней чартерной программы, либо программы на базе регулярных рейсов, либо «бронирование любых других туров по нашим летним программам». И, наконец, четвертый вариант – это «реструктуризация нашей задолженности», которая в целом предполагала возврат денег через три-шесть месяцев.
Результат был закономерен – уже к марту в отношении фирмы «Матрешка-тур» было подано шесть исковых заявлений в суд на общую сумму более 1.4 миллиона рублей. Например, исковое заявление на туроператора «Матрешка Тур» с требованием взыскать с ответчика четверть миллиона рублей подала петербургская турфирма «Все включено». В апреле было заявлено, что «Матрешка Тур» распродает активы, чтобы расплатиться с туристами, которые так и не смогли отправиться на китайский остров Хайнань этой зимой.
Однако, как показывают обращения турагентств, «воз и ныне там». «В декабре 2017 года были оформлены 4 путевки на общую стоимость более 280’000 рублей у данного туроператора, последний снял рейс, туристы никуда не полетели. До сих пор денег не вернули, ни копейки», - сообщили корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» в турагентстве «Марсель Тур». При этом эксперты утверждают, что по имеющейся информации на счетах компании денежных средств нет. «У нас пока нет исполнительного листа от суда, так как только недавно закончился период досудебной претензии, однако наши «коллеги по несчастью», у кого этот документ есть, ничего не получили, даже частично», - прокомментировала Анна Шмырина, представитель турагентства.
Главная проблема в том, заявляют турагентства, что в августе 2018 года заканчивается договор страхования оператора по финобеспечению, что является последней надеждой на возврат денег. «Матрёшка до сих не исключена Ростуризмом из реестра туроператоров, ведет вялую деятельность, продавая туры, не возвращая средств. Складывается ощущение, что тянут до срока окончания договора страхования, чтобы 100% ничего не вернуть», - подчеркнули в «Марсель Туре».
«ТУРПРОМ» обратился непосредственно к туроператору с просьбой прокомментировать ситуацию, однако оперативного ответа так и не получил. Не удалось получить какого-либо внятного комментария и по телефону.
Данная ситуация, увы, является ярким примером того, насколько ничего не гарантирует туристу институт фингарантий, отмечают юристы. «Страховой случай согласно действующей редакции закона – неисполнение туроператором ВСЕХ обязательств и прекращение деятельности. Если вялая деятельность ведется, и часть договоров исполняется, то прекращения деятельности формально нет. Соответственно, туристы, уже оказавшиеся в такой ситуации, взыскать деньги по фингарантиям, даже если налицо существенное нарушение договора, не могут», - прокомментировал Александр Байбородин, руководитель юридической компании Александра Байбородина.
Турагентства можно обнадежить только тем, что по закону они не отвечают за действия туроператора – в том числе и за его банкротство. Турагентство в свою очередь может оказать только добровольную помощь туристу, направленную исключительно на снижение судебных рисков для обеих сторон и сохранения отношений с туристом. «Так что если с бумагами у агентства порядок, то суды не должны взыскать деньги с агента – большинство решений в таких ситуациях принимаются по взысканию денег с именно туроператора. Соответственно, необходимо сообщить клиенту, что по закону ответственность за неисполнение обязательств лежит на туроператоре, это ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», - резюмировал Александр Байбородин.
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:
- Подписывайтесь на канал туристических новостей на Яндекс.Дзен
- Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom
- Туристические новости в Facebook: https://www.facebook.com/tourprom.ru
- Туристические новости в ВКонтакте: https://vk.com/tourprom
- Туристические новости в Twitter: https://twitter.com/tourprom
- Туристические новости в Одноклассниках: https://ok.ru/tourprom
- Туристические новости в Instagram: https://www.instagram.com/tourprom/