Сколько стоит "С лёгким паром"? Названа стоимость посещения термальных комплексов в России, и насколько отдых в банях подорожал
Согласно данным консалтинговой компании NF Group, средняя стоимость билета для взрослых в термальные комплексы по всей России выросла от 7% до 13% за год. Но при разбивке терм по категориям данный диапазон становится шире.
Так, наибольшее увеличение цены (+39% за год) наблюдается в безлимитном тарифе буднего дня в премиум-сегменте, что в два раза превышает среднюю стоимость аналогичного предложения по России – 4 000 рублей против 2 000 рублей. У объектов эконом-класса данный прирост составил 30%, но цена на их безлимитное посещение по-прежнему почти в два раза меньше средней по рынку – 1 170 рублей против 2 000 рублей. Учитывая, что термы – относительно новый сегмент, в ближайшее время их посещаемость и стоимость визита продолжат расти. Их удельная посещаемость, выраженная в количестве посетителей на кв. м в год, уже в 1,5–2 раза выше по сравнению с аквапарками.
По мере развития рынка термальных комплексов интерес к этому формату отдыха растет. На фоне роста посещаемости увеличивается и средний чек: по состоянию на май 2024 года средняя стоимость часового посещения для взрослого при разовом визите в будние дни составляет 470 рублей и 625 рублей – в выходные. А разовое безлимитное пребывание стоит, в среднем, 2 000 рублей в будние дни и 2 400 рублей – в выходные. За год средняя стоимость билета для взрослых выросла в пределах от 7% до 13%, в зависимости от объекта.
Наибольшее увеличение цены наблюдается в безлимитном тарифе буднего дня в премиум-сегменте (+39% за год), который в два раза превышает среднюю стоимость аналогичного предложения по России. Для сравнения, у объектов эконом-класса также зафиксирован 30%-ный прирост, но цена на их безлимитное посещение по-прежнему почти в два раза меньше средней по рынку – 1 170 рублей против 2 030 рублей. На тарифы выходного дня стоимость посещения, в среднем, на 20% выше, чем в будни, а динамика прироста стоимости билета аналогична (+20%).
По состоянию на май 2024 года термальные комплексы предлагают три основных типа абонементов сроком действия от 1 до 12 месяцев: на определенное количество часов с поминутным списанием за посещения, на определенное количество визитов или на безлимитное посещение на весь срок действия. В настоящее время наиболее распространен вариант «безлимит». Посещение термального комплекса по абонементу, в среднем, на 35% выгоднее, чем при покупке разового билета. Кроме экономии средств, абонементы зачастую предлагают ряд других преимуществ: проход в комплекс без очереди, бесплатную аренду полотенца/халата, час массажа в подарок, гостевой визит и пр.
Увеличение интереса к термальным комплексам связано с разнообразием предлагаемой инфраструктуры, особенно банной. На рынке термальных комплексов России представлено более 85 различных типов бань, саун и хаммамов. В большинстве действующих объектов России представлен классический турецкий хаммам и русская парная. Еще одним популярным форматом банной инфраструктуры является финская или гималайская соляная и травяная сауны, которые можно найти в более чем трети всех комплексов. При этом разнообразие существующей типологии бань, в основном, обусловлено именно уникальным предложением, представленным в единичных объектах: инфракрасная сауна, арктическая парная, солнечная парная, татарская баня мунча, фермерская баня (Brechelbath), эвкалиптовая баня, шунгитовая баня, кино-баня, греческий лакониум, сауна-диско, оливковая сауна, детская сауна с мультфильмами и др.
Ольга Широкова, партнер, региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group, отметила: «Популярность термальных комплексов в России продолжает расти. Этому, в частности, способствует рост внутреннего туризма и стремление к здоровому образу жизни. Термы активно открываются в городах, где они зачастую представляют собой городские курорты и являются альтернативой отдыха на море. Учитывая климатические условия на большей территории нашей страны, наличие круглогодичного открытого бассейна делает их популярными вне зависимости от времени года, а удельная посещаемость, выраженная в количестве посетителей на кв. м в год, в 1,5–2 раза выше по сравнению с аквапарками».