Проблемы отельных брендов в России нарастают снежным комом

Thursday, 5 May. 2022

Санкции, введенные против России властями Великобритании, ЕС и США и другими в ответ на начало спецоперации на Украине, вызвали затруднения в различных сферах, включая гостиничный и туристический секторы. По мере развития геополитических событий отельные бренды «обрастают» новыми проблемами, заявили аналитики издания Pinsent Masons.

Франшизы и контракты

Гостиничные группы, которые, как считается, продолжают работать в России, столкнулись с потенциально значительным репутационным ущербом. Отельеры Украины обратились к крупным сетям с призывом полностью уйти из России.

Во многих сферах первой реакцией на санкции, введенные против России, был полный уход из нашей страны, отметили специалисты. Однако сложные франчайзинговые и управленческие соглашения, позволившие в первую очередь крупным гостиничным сетям, таким как Accor, IHG, Hilton и Marriott, выйти на российский рынок, теперь не позволяют им вывести свои бренды из страны.

Российские отели сети принадлежат третьим лицам и управляются под их брендами через франчайзинговые и управленческие соглашения, которые обычно являются очень долгосрочными контрактами. Несколько крупных гостиничных сетей опубликовали заявления после событий 24 февраля, подтвердив, что они закрывают свои московские штаб-квартиры и приостанавливают деятельность по расширению бренда и новым инвестициям в Россию. Среди них:

  • прекратила сотрудничество, контракты и отношения с Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park и предоставление услуг в рамках существующего соглашения об управлении в Hyatt Regency Sochi и заявила, что продолжает оценивать свои существующие соглашения с другими сторонними организациями в России.
  • также заявила, что закрыла свой российский корпоративный офис и приостанавливает новую девелоперскую деятельность в России, а прибыль от любых деловых операций в стране жертвует на гуманитарную помощь Украине.
  • выступила с аналогичным заявлением.
  • заявила следующее: «Наши отели в России принадлежат третьим лицам, и мы продолжаем оценивать способность этих отелей оставаться открытыми».

Поскольку соглашения о франшизе и управлении часто бывают очень длительными, выход сети может быть сложным и дорогостоящим, считают эксперты. Это заставляет гостиничных операторов действовать осторожно с контрактами в России, опасаясь спровоцировать длительный и дорогостоящий спор с владельцами отелей.

Гостиничные сети также должны учитывать трудовые соглашения. Закрытие корпоративных офисов влияет на рабочие места российских сотрудников. На сегодняшний день все крупные сети заявили, что принимают во внимание сотрудников при принятии решений, например, предлагая им переводы на работу.

По мнению аналитиков, ситуацию еще больше осложнил указ РФ от 6 марта 2022 года, в котором говорится, что российские компании не обязаны компенсировать владельцам брендов, патентов и образцов иностранных государств, которые совершили «недружественные действия» против российских юридических и физических лиц. На практике это означает, что владельцы отелей в России могут продолжать работать под крупным брендом, независимо от действий бренда. Согласно сообщениям, указ уже привел к большому количеству заявок на получение торговых марок в России.

Несколько гостиничных брендов уже пытались смягчить проблемы с деловой репутацией, делая крупные благотворительные пожертвования и перепрофилируя отели для беженцев. Однако, поскольку спецоперация пока продолжается, давление на гостиничные компании и другие бренды, все еще работающие в России, будет сохраняться. Дилеммы для гостиничных операторов, вызванные войной, будет нелегко решить и, безусловно, останутся на их повестке дня в течение некоторого времени, – так считают аналитики издания.

Операции и цепочки поставок

Санкции также ударили по российским банкам, препятствуя операциям с учреждениями финансовых услуг, которые могут иметь непогашенные соглашения с гостиничными сетями. С началом спецоперации семь российских банков были удалены из глобальной системы обмена сообщениями для банковских транзакций SWIFT.
Это может помешать владельцам платить сборы, роялти брендов, причитающиеся по франшизам и соглашениям об управлении – это еще один повод дать гостиничным сетям возможность расторгнуть соответствующие соглашения.

Санкции также повлияли на поставки товаров и услуг, затруднив и удорожав для отелей, продолжающих работать в России, поставки расходных материалов и оборудования, необходимых для их работы. Это могло только усугубить финансовые последствия падения уровня поездок в Россию.

Макроэкономические факторы

У гостиничного сектора проблемы есть и за пределами России, поскольку он также подвержен влиянию макроэкономических и геополитических факторов, которые становятся все более очевидными в результате развивающихся отношений между странами.

Энергия - вторая по величине категория расходов для отелей. Рост цен на энергоносители приведет к увеличению накладных расходов и снижению прибыли, в то время как перебои в энергоснабжении в ЕС могут еще больше повлиять на затраты. Это происходит в дополнение к более широкому давлению на стоимость, особенно в отношении персонала, которое уже было серьезной проблемой на многих рынках.

Помимо прямого влияния на туризм в России и Украине в обозримом будущем, соседние страны также, вероятно, пострадают от сокращения туристического потока, заключили эксперты.

Для тех, кому важен здоровый образ жизни, рекомендуем прочитать: «Россиян предупредили, к чему могут привести регулярные горячие ванны».