Почему иностранцев тянет в Россию: регионы работают на привлечение туристов
Болельщики из США станут самой многочисленной группой иностранных фанатов на предстоящем чемпионате мира по футболу –об этом 10 апреля
И это не единичное явление. Ростуризм сообщил о рекордном потоке путешественников внутри страны в прошлом году.По информации издания, в прошлом году туристические поездки по России совершили более 81 миллиона человек — в это число входят как россияне, так и иностранные граждане. Это можно считать рекордом, как минимум с 2010 года суммарный турпоток вырос на 20 процентов, а внутренний — на 85.
Минкульт РФ со своей стороны также составил рейтинг по развитию туризма в различных уголках страны. Оценку составили на основании объективных показателей, разработанных совместно с экспертами и предпринимателями - в министерстве культуры проанализировали состояние туристской и транспортной инфраструктуры субъектов, управленческие качества глав регионов и их команд, способность властей привлекать денежные средства на развитие туризма, их умение продвигать местные бренды, а также учли участие регионов в различных конкурсах и выставках.
В рейтинг были включены все 85 регионов, его лидером ожидаемо стала Москва. Вторую строчку занял Санкт-Петербург, на третьем месте разместился Татарстан, а замкнул почетную четверку регионов-лидеров Краснодарский край.
В список регионов с высокими показателями развития туризма также вошли Калужская область, Алтайский край, Тульская, Вологодская, Свердловская и Московская области.
Список регионов-лидеров оказался весьма предсказуем — у Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана есть огромные финансовые ресурсы, чтобы развивать туризм, а в Краснодарском крае благоприятный для отдыха климат.
А вот тем субъектам, где показатели развития туризма также отмечены как высокие, нередко приходилось проявлять изобретательность, чтобы привлечь туристов, ведь финансовые возможности у них гораздо скромнее.
Власти Свердловской области не только готовятся к Чемпионату мира по футболу 2018, но и последовательно выполняют задачу, которую поставил глава региона Евгений Куйвашев, — развивают туризм. В течение 2017 года объекты туристического показа регионального значения Среднего Урала посетили более 800 тысяч человек. Высокие показатели посещаемости этих объектов связаны и с повышением доступности информации о туристических ресурсах области.
Кроме того, правительство региона регулярно выделает субсидии малому бизнесу и муниципалитетам, которые заинтересованы в развитии малого туризма. Так, например, пять муниципалитетов получили 10,2 миллиона рублей на обустройство территории популярных объектов туристского показа, включенных в экскурсионные программы туроператоров. Предприниматели, развивающие туризм, получили 3,5 миллиона, кроме того, бизнес может рассчитывать на кредиты под невысокий процент.
В течение 2017 года частными инвесторами введены в эксплуатацию шесть новых объектов туристской инфраструктуры. «Появление этих объектов позволило увеличить номерной фонд на 60 номеров, создать 100 новых рабочих мест», — говорит министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова.
Помимо этого в минувшем году в Свердловской области появился брендовый многодневный туристский маршрут «Самоцветные истории Урала». Он был составлен с учетом мнения экспертного сообщества и рекомендаций Минкульта РФ. Планируется, что в 2018 году в Свердловской области пройдет 135 событийных туристических мероприятий.
В живописныйАлтайский край на отдых приехали более двух миллионов человек, причем около 300 тысяч из них — иностранцы. То есть, за 12 лет количество туристов, которые здесь побывали, увеличилось практически в четыре раза.
В настоящее время в туристической отрасли региона функционируют 986 туристических предприятий, из которых 730 — это коллективные средства размещения, детские оздоровительные лагеря и сельские «зеленые» дома. Также в Алтайском крае работают около 220 компаний и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере туризма.
Эта сфера развивается преимущественно за счет местной и федеральной программ. Причем инвесторы охотно приходят на помощь государству — по словам главы Алтайского края Александра Карлина, на каждый бюджетный рубль приходится по два рубля от инвесторов. В основном деньги вкладываются в крупные объекты: это особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», игорная зона «Сибирская монета», кластеры «Белокуриха», «Барнаул — горнозаводской город», автокластер «Золотые ворота».
К сожалению есть и ложка дегтя – ростутуристической привлекательности Алтайского края
Усилия властей Тульской области по развитию туризма также уже принесли свои плоды — согласно статистике поисковика Яндекс, регион вошел в Топ-10 наиболее
В декабре в области прошел форум «PROДвижение», который объединил свыше 600 представителей органов исполнительной власти из 20 регионов России, представителей музейного и научного сообщества, туроператоров и турагентов, рестораторов и отельеров, ведущих экспертов в сфере маркетинга. Профессионалы обсудили продвижение продуктов для развития въездного туризма и способы, с помощью которых бизнес может помочь в этом. Губернатор области Алексей Дюмин также поручил Комитету по туризму разработать пакет дополнительных мер, которые могут помочь туристическому бизнесу в регионе.
Большое количество гостей удалось привлечь с помощью событийного туризма. Помимо уже известных фестивалей «Толстой Weekend», Дикая мята» и «Театральный дворик» была запущена площадка «Среднерусская возвышенность». Заработали специальные программы и маршруты в рамках промышленного туризма и агротуризма.
Особое внимание власти уделяют Тульским гастрономическим брендам. Например, в Туле есть гастротур «Попробуй Тулу на вкус», который пользуется большой популярностью. Можно отметить, что традиционное лакомство региона – тульский пряник
Вологодская область обоснованно пользуется большой популярностью у туристов, поскольку у региона богатейшее культурно-историческое наследие. В Вологодской области почти 800 памятников, которые имеют огромное значение с точки зрения истории, культуры и архитектуры.
Кроме памятников культуры в регионе есть иактивно развивается теплоходный туризм.Благодаря уникальному географическому расположению региона — из Череповца, «порта пяти морей», можно отправиться по воде в Астрахань, на острова Кижи и Валаам, а можно просто прокатиться в комфортабельном теплоходе и полюбоваться красотами природы.
Родина Деда Мороза, Великий Устюг, также находится в Вологодской области. Сюда стекаются туристы со всей России, и приезжают иностранцы дабы раскрыть тайну отличия Деда Мороза от Санты Клауса.
Также власти региона стараются развивать набирающий популярность санаторно-курортный туризм. «Тема непростая, потому что это единственный вид туризма, который находится на грани между здравоохранением и туризмом как таковым. Санаторно-курортный туризм – одно из преимуществ, которое мы пока не используем в полном объеме. У нас нет теплого моря, но у нас есть другие природно-климатические факторы, которые позволяют оздоравливать население. Это медицинская база, климат, наличие целебных вод, возможности разных видов терапии», — пояснял ранее замгубернатора Вологодской области Олег Васильев.
Как говорят эксперты, повышение туристической привлекательности регионов — во многом заслуга властей на местах. Но это далеко не единственный секрет успеха.
«Как говорится, один в поле — не воин. Конечно, во-первых, нужна грамотная активная команда; во-вторых, нужны шикарные артефакты и истории, вокруг которых выстраивается и бренд, и туризм; в-третьих, нужны инвестиции в инфраструктуру и в сами туристические объекты или события. На«ровном» месте без денег и без артефактов, к сожалению, даже будучи гениальным, много не сделаешь», — говорит ректор ВСЭИ Владимир Сизов.
Он привел в пример Кировскую область, региональный центр которой ранее назывался Вяткой, а не Кировом. По словам Сизова, возвращение городу его исторического названия — это первый шаг к тому, чтобы создать узнаваемый бренд «Вятка», причем практически бесплатный. По некоторым оценкам, это стоило бы примерно 12 миллионов рублей. Со временем бренд Вятки стал бы узнаваем, что в конечном итоге привело к росту посещаемости города туристами, а это — положительный эффект для экономики региона.
Таким образом, кропотливая работа над брендами регионов, сохранение их истории — главные направления, которые позволяют повысить туристическую привлекательность того или иного уголка нашей страны.