Первый прецедент: туристы получили 6’500’000 рублей из фондов Турпомощи по ковидным турам
Первый в истории российского туризма прецедент представили эксперты-юристы, работающие в турбизнесе. Туристы туроператора ITM Group (ООО «Туроператор Ай Ти эМ групп-Центр») получили выплаты из фонда персональной ответственности «Турпомощи» на сумму 6’500’000 рублей. Своими фондами персональной ответственности смогли воспользоваться еще 6 туроператоров, на общую сумму 15 млн. рублей, но самая весомая цифра была выплачена туристам ITM Group.
Причины принятия такого решения и его подробности «ТУРПРОМ» в интервью раскрыли Константин Мальков (руководитель туроператора ITM Group) и Александр Байбородин (руководитель компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры», с самого начала сопровождавшей и координировавшей процедуру получения денег из фонда).
В целом ситуация такова: механизм возможности возврата денег из фонда персональной ответственности туроператора был разработан в первые месяцы начала пандемии, то есть в апреле 2020 г. Если туроператор решил воспользоваться такой возможностью для выплат средств по заявкам, он должен был сформировать реестр туристов, чьи поездки не состоялись по причине закрытия границ до 1 июля 2020 г., а выплаты уже производила «Турпомощь». В итоге туристы смогли получить свои денежные средства уже в начале 2021 г., почти на год раньше, чем в законодательно установленные сроки.
Отметим, далеко не каждый туроператор смог выполнить требования и процедуру подачи документов. Изначально решили воспользоваться возможностью выплаты денег из фонда аж 42 туроператора, до финала дошли единицы.
«Как мы помним, большинство участников рынка отнеслись к механизму, предложенному Турпомощью с большим скепсисом. Мы же не стали поддаваться общим эмоциям, а решили подойти к вопросу рационально. В своей бизнес-модели мы отдаем первостепенное значение системности и правильным прогнозам во всем. А потому мы просто сели и просчитали перспективы.
В итоге мы поняли, что с учетом особенностей нашего документооборота и структуры финансовых взаимоотношений с покупателями, нам более чем подходит предложенный государством механизм выплат из нашего фонда персональной ответственности. Кроме того, мы понимали, что это будет самым правильным решением с точки зрения бизнес-этики, на которой мы строим бизнес уже 20 лет. После чего сформировали пул вопросов юристам и начали готовить необходимые документы».
«Константин и его компания являются нашими постоянными клиентами уже более 7 лет. ITM Group были одними из немногих, кто решил воспользоваться возможностью выплат, предоставленной государством. Проект по сопровождению получения выплат из Турпомощи был для нас интересным с правовой точки зрения, ведь подобный механизм выплат был задействован впервые. Мы сразу согласились сопровождать ITM Group, зная, насколько они системно и педантично подходят к любому бизнес-процессу».
Константин Мальков: «Мы в самом начале были в целом уверены в своей правоте. В своей работе с партнерами и с государством мы придерживаемся принципов прозрачности и полного соблюдения всех требований. Достаточно сказать, что мы оформляем комиссию в размере реальных 10%-12% а не 30 или 70 рублей. Ну и конечно делаем все необходимые отчисления в Турпомощь в полном объеме, ничего не скрывая. Поэтому особых опасений не было.
Вместе с тем, конечно, мы допускали возникновение трудностей скорее чисто в оформлении документов и юридических трактовках. Мы не знали, как поведет себя Турпомощь в новом для себя кейсе возврата из ФПО при действующем ТО. Что и говорить, так или иначе у всех из нас возникают опасения, когда сталкиваешься с регламентами, прописанными государством или любой окологосударственной организации.
Однако, несмотря на отдельные трудности, в целом все прошло достаточно оперативно, за что конечно мы очень благодарны Ассоциации Турпомощь и Александру Байбородину с его командой».
«Как мы сказали выше, механизм выплат из персонального фонда в случае форс-мажорной ситуации и отмены туров был впервые предусмотрен государством. А любая ситуация, по которой еще недостаточно практики – это труднопрогнозируемая ситуация. Здесь практики не было, а потому мы и наш клиент были в роли своего рода «первооткрывателей». Но страха или нервозности не было, напротив был спокойный азарт и желание максимально четко решить поставленные задачи».
«Нужно было обработать достаточно большой объем информации и документов. Только на это ушло много недель кропотливой работы. У нас было несколько десятков достаточно крупных заявок. По каждой нужно было собрать внушительный пакет документов, включая заявление от туриста, договоры с туристом и с агентом, платежные и закрывающие документы на каждом этапе, подробное описание ситуации».
«Были и сложные, с точки зрения оформления документов ситуации. Например, некоторые туры оформлялись двумя заявками – человек сначала «надумал» приобрести билет, а потом докупить размещение. В результате, как мы понимаем, по закону сформировался тур, однако это требовалось показать и доказать. Были туры корпоративных клиентов, где заказчиком выступало не физическое, а юридическое лицо. Там были свои нюансы с документами. По некоторым заявкам были незначительные расхождения в суммах, связанные с изменениями курса рубля, с ними также были свои нюансы. По итогу мы с исправили все недостатки и спорные моменты в документах и представили полный комплект».
«Во-первых, они координировали весь процесс выплат и отвечали на вопросы, возникавшие в ходе подготовки документов – на всем протяжении процесса, от первой идеи обратиться в Турпомощь до поступления денег на счет туристов. Во-вторых, мы чувствовали, что нам всегда есть у кого уточнить возникавшие вопросы. При малейших сомнениях мы писали юристам».
«Мы, как и команда ITM любим цифры и статистику. Большой проект по сопровождению выплат из Турпомощи был разбит на 10 задач в нашей CRM системе, то есть 10 мини-проектов. Помимо крупных задач типа формирования типового пакета документов или разработки формы реестра туристов, было еще около 50 более мелких вопросов, на которые мы отвечали в режиме реального времени.
Всего, по нашим подсчетам, коллективом юристов на данный проект суммарно было затрачено более 75 часов. Если перевести в сутки, получится примерно трое суток непрерывной работы по 24 часа. Итогом стал положительный для клиента результат».
«Мы в очередной раз убедились, что очень давно выбранный нами путь работать прозрачно и законно во всех направлениях очень выгоден. Также мы утвердились во мнении о правильном и прозрачном оформлении документации на всех стадиях сделки. Движение денежных средств должны быть абсолютно законны и прозрачны для любых проверяющих органов. Можно точно сказать, что при запутанном и непрозрачном документообороте или при различных серых схемах работы мы бы не смогли получить предоставленную возможность воспользоваться ФПО в текущей ситуации. Иметь в деловых партнерах профессиональную команду нишевых юристов – обязательное условие для любого нормального бизнеса в настоящее время».
«Все хорошо, что хорошо кончается. В отличие от судебных дел в данном кейсе нет проигравших:
ITM Group смог обеспечить получение конечным туристами выплат в кратчайшие сроки и поднять репутацию туроператора в агентской среде и среде туристов. Агенты избежали негатива со стороны туристов и сохранили с ними отношения. Туристы получили свои деньги, что тоже крайне важно.
Турпомощь и государство в целом показали, что могут предоставлять турбизнесу реальную помощь, причем в достаточно серьезных размерах. Ну а Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры получили в свою копилку интересный и успешный кейс по сопровождению «распечатки» фондов персональной ответственности в кризисной ситуации».
Для тех, кому важен здоровый образ жизни, рекомендуем прочитать: «Флавониды, содержащиеся в фруктах, снижают кровяное давление».