От токсичного Боинга начали массово отказываться: очередь дошла до Турции
Авиакомпании начали массово отказываться от токсичного Боинга — речь идёт о «многострадальной» модели 737 MAX 9, уже унёсшей не одну сотню жизней пассажиров и туристов. Напомним, что лайнер, которому запретили полёты еще в 2019 году из-за катастроф, попытались «вернуть в строй» после доработки, но тут же началась череда сюрпризов, причем довольно жутких. К счастью, без катастроф пока обошлось, но перевозчики, да и пассажиры уже начали бояться этой модели.
Для начала напомним, с чего все начиналось. Boeing 737 — MAXи его технические неполадки стали причиной двух катастроф. Сам лайнер приступил к полётам в 2017, первый рейс произошёл 22 мая 2017, а через полтора года — 29 октября 2018-го, произошла первая авиакатастрофа. Лайнер индонезийском авиакомпании Lion Air упал в море, погибли 189 человек. У пилотов возникли проблемы с определением высоты и скорости. Вторая катастрофа, после которой «Боинги» запретили к эксплуатации и отправили на проверку, произошла в марте 2019-го — разбился самолет Ethiopian Airlines, погибли 157 человек. Пилоты также сообщали о проблемах в управлении полетом.
В итоге выяснилось, что в обоих случаях были зафиксированы проблемы с системой улучшения управления маневрированием (Maneuvering Control Augmentation System, MCAS), препятствующей задиранию носа самолета. В июне 2020 было заявлено, что Федеральное управление гражданской авиации США (Federal Aviation Administration, FAA) запрашивает мнение заинтересованных сторон перед тем, как утвердить изменения в программном обеспечении и оборудовании самолета. В итоге управление не успевало завершить работу по снятию ограничений на полеты 737 MAX, введенных в 2019 году. Подробности читайте здесь.
Снова разрешены к полёту лайнеры были в конце 2020, и относительно скоро последовали «сюрпризы». Для начала, в конце декабря очередное — и довольно оригинальное предупреждение по поводу вновь введенных в эксплуатацию Boeing 737 MAX выпустила сама компания Boeing: злополучный Boeing 737 MAX теперь надо проверять с гаечным ключом. Болт может быть ослаблен в системе управления рулем направления. Обнаружили уже два случая неисправности, причем в первом на болте вообще не было гайки — и на это пожаловался один из эксплуатантов, выявив «баг» во время планового технического обслуживания; сама компания Boeing обнаружила на одном из самолетов, которые еще не передали для использования, что гайка была неправильно затянута. В компании уже заявили, что «будут тщательно следить за целевыми проверками из-за этого ослабления болта». Подробности читайте в данном материале.
Но вслед за тем последовал инцидент, чудом не закончившийся трагически. Рейс AS1282 авиакомпании Alaska Airlines на «новеньком» Boeing 737 MAX 9, вылетевший из Портленда был вынужден вернуться в аэропорт вылета, чтобы совершить аварийную посадку из-за разрушения фюзеляжа. От самолёта в прямом смысле «отвалился кусок», точнее произошёл «выброс деактивированного аварийного выхода». При этом данный Boeing 737-9 MAX сошел с конвейера всего два месяца назад и получил сертификат летной годности в ноябре 2023 года. На фотографиях, облетевших «весь интернет» запечатлена большая дыра в борту самолёта и свисающая изоляция.
При этом пассажиры, пережившие инцидент, «легко отделались» - всё обошлось без жертв, правда, поступают жалобы, что «потоком воздуха уносило смартфоны, которыми они пытались снимать происходящее». Всего на борту находились 174 пассажира и шесть членов экипажа, пострадавших нет. Как рассказали очевидцы, перед ЧП раздавался «странный гул», затем самолёт тряхнуло и вылетели кислородные маски. Помимо смартфонов, в дыру улетела также куртка ребёнка и несколько пледов и подушек. По счастливой случайности, на местах 26А и 26В, рядом с тем самым выходом, никого не оказалось. Также очевидцы заявили, что на борту поднялась паника — впрочем, довольно болезненные для организма «спецэффекты» разгерметизации помешали пассажирам предпринимать какие-либо активные действия. Также ещё не было погашено табло «пристегните ремни» и все оставались на своих местах. Все обошлось только незначительными травмами нескольких пассажиров.
В итоге Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) объявило , что временно запретило полеты 171 самолета аналогичной конфигурации после того, как самолет типа Boeing 737 MAX 9 авиакомпании Alaska Airlines совершил вынужденную посадку из-за откола детали от его фюзеляжа.
Напомним, что до российских перевозчиков новый лайнер так и не добрался. Что, похоже, и к лучшему. От «токсичного актива» начали отказываться и те перевозчики, где россияне имели наибольший шанс оказаться на борту — речь, конечно, идёт о Турции. Turkish Airlines (THY) объявила, что 5 самолетов Boeing 737 MAX 9 в ее парке выведены из эксплуатации. «После инцидента с самолетом Boeing 737 MAX 9 авиакомпании Alaska Airlines, в результате предварительного расследования властей, 5 самолетов Boeing 737 MAX 9, находящихся в парке авиакомпании, было предложено осмотреть в качестве меры предосторожности. До завершения процесса технической экспертизы данный лайнеры будут выведены из эксплуатации», - заявил для турецких СМИ пресс-секретарь нацперевозчика Яхья Устюн.
PS: кстати, отвалившийся от самолёта Alaska Airlines в итоге удалось найти. Отметим, что местные власти попросили у населения помощи в поиске обломка Boeing 737 MAX 9, собирались задействовать вертолёты и дроны, так как обломок требовался для расследования. Как выяснилось, обломок упал на задний двор дома школьного учителя из Портленда по имени Боб. По счастливой случайности никто не пострадал.
Тем, кому важен здоровый образ жизни, рекомендуем прочитать: «Названы напитки, приводящие к вздутию живота и образованию жира на нем».