Национальный музей Варшавы. Живопись.Часть 1

Ян Матейко (1838 - 1893)
"Грюнвальдская битва". 1878 г. На картине изображена последняя фаза битвы, состоявшейся 15 июля 1410 года, которая завершилась полным разгромом Тевтонского ордена объединенными польско-литовскими войсками под командованием короля Владислава Ягелло. Матейко основывал свою работу прежде всего на описании, найденном в «Хрониках» Яна Длугоша. Он увековечил события, оказавшие решающее влияние на исход битвы: атаку краковской хоругви под командованием Зиндрама из Машковице и последние минуты жизни великого магистра ордена. Действие, разворачивающееся на картине, сосредоточено вокруг двух фигур: великого магистра Ульриха фон Юнгингена, изображенного в смертельной схватке с плебейскими воинами, и великого князя литовского Витовта, бросающегося прямо на зрителя с занесенным для удара мечом. В левой части композиции Якуб Скарбек сражается на поединке с Казимиром, князем Щецинского. Командир Эльблонга Вернер Теттинген поднимает руки в сторону Ульриха фон Юнгингена, словно пытаясь защитить его. Миколай Скунаровский (?) сражается за вымпел с эмблемой Великого магистра. Князь Олесницкий Конрад Белый, сбитый с ног вместе со своим конем, направляет свой скипетр на князя Витовта. Чешский рыцарь Ян Жижка направляет свой меч на тухолского воеводу Генриха. Марцин из Вроцимовиц, высоко держа знамя Краковского края, трубит в боевой рог в знак того, что знамя, павшее в суматохе битвы, вновь поднято. Завиша Черный из Гарбова атакует коменданта Гнева Яна Грабию (?) с копьем. Командир Бранденбурга Марквард фон Зальцбах снимает лассо с коня безымянного воина. В глубине композиции справа расположена группа короля Владислава Ягелло в окружении его телохранителей. У ног Збигнева из Олесницы лежит Дипольд Кикеритц, побежденный на поединке. В левом верхнем углу виден тевтонский лагерь и горящие постройки деревни Стембарк. По словам Длугоша, среди облаков и пыли над бойцами парит фигура святого Станислава, покровителя Польши.
Adblock test (Why?)