Магия акварели в Третьяковской галерее
В конце ноября теперь уже минувшего года в главном здании Третьяковской галерее открылась выставка «Магия акварели». Почему-то анонс ее я восприняла без особого энтузиазма, но, узнав, что среди прочего будут представлены портреты работы Петра Соколова, Александра Брюллова и Владимира Гау встрепенулась и засобиралась - акварельные портреты всех трех авторов встречались на других выставках и это прелесть что такое. Тут же захотелось копилочку впечатлений пополнить.
Надо сказать, что в историческом здании Третьяковки не была я миллион лет (выставки все больше проводились на Крымском валу и в Инженерном корпусе) и происшедшие там изменения приятно удивили. Начиная с гардероба и изумительных светильников на лестницах.
Залы с акварелями оказались «запрятаны» достаточно далеко от входа. В итоге по пути, пусть и мельком, увидела я немало картин «из детства», вроде знаменитых мишек с конфетной обертки))). Но, боже мой, что творили нынешние тинэйджеры возле бедных мишек, снимая селфи и видосики… Жаль, медведи не могли ожить и цапнуть их разок-другой… То есть, хорошо, конечно, что деточки вообще сюда пришли, но всё же-всё же…
Акварелям, к счастью, повезло пребывать в тишине и покое… Случайных посетителей, мне кажется, сюда не заносило. Начать с того, что попасть к акварелям можно было, открыв тяжелую дверь, которая совершенно отсекала посторонние шумы. Но, главным ее назначением, полагаю, было не пропускать свет. В залах царил полумрак – старинная графика яркого освещения не выносит. А некоторым работам уже более двухсот лет! Период, охваченный экспозицией – с XVIII-го до начала XX –го веков.
Акварель считается одной из самых красивых графических техник. Секрет ее заключается в прозрачности красочного слоя, сквозь который проникают лучи света. И даже бумага, на которой написан сюжет – ее цвет и фактура – имеют значение. Мягкие световые переходы придают акварели ни с чем не сравнимое очарование, делают исполненные в этой технике работы особенно изысканными.
Причем, только здесь я узнала, что техника акварели почти не допускает переделок и правок! Художник-акварелист должен обладать непревзойденным чувством цвета и формы, иметь верный глаз и твердую руку. При этом настоящему мастеру акварель предоставляет возможность тончайшей нюансировки оттенков и декоративных контрастов цвета. У каждого мастера техника акварели своеобразна. Всякий большой художник вносил в нее что-то неповторимое в зависимости от индивидуального восприятия натуры, от выбранных им приемов письма.
На выставке представлено более 350 произведений таких признанных акварелистов как В.И.Суриков, В.А.Серов, А.А.Иванов, В.Э.Борисов-Мусатов, М.А.Врубель.
Очень понравились пейзажи Елены Поленовой.
Удивили работы Константина Сомова. Те его произведения, что видела прежде, поражали фантазиями (порой несколько вычурными) на исторические темы, а здесь вдруг нежнейшая, уютная «Детская» и пейзажи!
Ну, и конечно, упомянутые уже портреты! Петра Соколова я открыла для себя пару лет назад, и очень хорошо понимаю, почему в Москву к друзьям он старался приезжать инкогнито: иначе Петру Федоровичу покоя бы не дали! Так много было жаждущих иметь портрет его работы))).
Может быть несколько странно, начинать год не с сияющих огнями улиц и хороводов ёлочек, но акварель, мне кажется, это не столько про «сурьёз», которого требовал товарищ Огурцов из «Карнавальной ночи», сколько про красоту… Причем, красоту легкую, изящную, изысканную.
К тому же поход на выставку это ведь тоже своего рода путешествие – в мир прекрасного! И пусть, у всех, кому такого рода встречи дороги, их в новом году будет побольше!
Выставка продлится до 18 мая 2025 года.
Adblock test (Why?)