Личные автомобили россиян начали арестовывать на границе популярной страны

Thursday, 6 July. 2023

Россиян, планирующих поездку в Германию на своих личных автомобилях, ожидает неприятная новость. Границы этой популярной у туристов страны стали «непроходимыми» для машин с номерами РФ. Любой ввоз авто из России в Германию, даже при въезде на личном транспорте, рассматривается на немецкой границе как основание для ареста транспортного средства. Прецеденты уже есть, что тревожило российских путешественников.

Согласно разъяснительному сообщению, поступившему от немецкой таможни и опубликованному РБК, на границе с Германией личные автомобили всех россиян действительно подлежат аресту и конфискации. Это прописано в законе европейской страны. Таможенники ссылаются на «текущую юридическую ситуацию» и статью 3i Регламента 833/2014, согласно которой «импорт автомобиля запрещён».

«Ввоз пассажирских автомобилей из России в ЕС запрещен в соответствии со ст. 3i Регламента 833/2014, определяющего эмбарго в отношении России. В данном контексте выражение «ввоз» фактически охватывает любое перемещение товаров или груза. Эмбарго не предусматривает исключений из запрета для указанных вами обстоятельств», — такой ответ получило издание от представителя Центральной справочной Главного управления таможни ФРГ на запрос о возможности въезда в страну на машине с российскими номерами. Представитель немецкой стороны обещал вернуться к вопросу, если будут какие-либо изменения в юридической ситуации.

Трудности перевода: автомобили российских туристов арестовывают при въезде в Германию из-за санкций

Ситуация с въездом российских автомобилей в Германию стала еще более запутанной. Арест машин российских туристов на границе Германии вызвал недоумение из-за противоречий в толковании санкционного закона ЕС. Оказывается, в рамках антироссийского документа применяется термин Einfuhr (ввоз), который может иметь различные значения, включая простой ввоз, отличный от таможенного импорта.

В список товаров, подлежащих запрету в соответствии с санкциями, входят не только пассажирские автомобили, но и другое — обувь, ноутбуки, мобильные телефоны. При этом каждая страна-член ЕС имеет право самостоятельно интерпретировать и применять общеевропейские санкции после перевода единого ЕС-документа, написанного на английском языке, на свой, в данном случае — на немецкий.

При этом, как пояснил партнер брюссельской юрфирмы Acquis, специалист по санкциям Юрий Шумилов изданию, единого и чёткого определения того, что следует считать «импортом», нет: «Например, законодательство ЕС о создании европейской системы учета определяет импорт как сделки с товарами между резидентами и нерезидентами. При этом в своих разъяснениях касательно применения ст. 3i Регламента Еврокомиссия указывает на то, что в периметр запрета на импорт попадают любые «товары, перемещаемые в ЕС».

Эксперт выдвинул предположение о том, что немецкие власти применяют более широкую интерпретацию этого понятия, особенно в свете санкционного режима в отношении России. Отсутствие «дохода для России» в каждом конкретном случае с россиянами не играет определяющей роли. «Эта фраза скорее просто отсылает к перечню в приложении XXI», — добавил собеседник.

Если рестрикции, применяемые немецкой таможней, будут оспорены в немецком суде, то последний, в свою очередь, может обратиться к Суду Евросоюза для разъяснения общеевропейских норм. В этом случае важным в деле окажется «статус лица, ввозившего машину, и цели, заявленные при ввозе».

«С октября 2022 года въезд автомобилей с номерами РФ в ЕС запрещен» и российские пострадавшие

Одним из пострадавших — россиянин Иван Коваль, который проживает в Германии. По данным РБК, его автомобиль был арестован 1 июня возле дома в Гамбурге. Несмотря на то, что сотрудник таможенной службы признал, что документы в порядке, автомобиль всё равно арестовали. Причина — введённый запрет на въезд в ЕС автомобилей с российскими номерами.

«На вопрос, как его пропустили через границу Евросоюза в Латвии и затем не остановили в Литве и Польше, таможенники ответили, что другие страны следят за исполнением санкций самостоятельно», — отметило издание. В итоге документов об аресте авто ему не выдали, позволив только сфотографировать протокол.

«Я спросил, что я нарушил. Выяснилось, что это регламент ЕС 833/2014. Я начал читать этот документ в интернете — было написано, что это санкции против России из-за дестабилизации ситуации в Украине. Я спросил: «Я тут при чём, я ничего не дестабилизирую». Мне сказали, что это касается всех — военных, не военных, без разницы», — сообщил он.

При этом соотечественник обратил внимание на несоответствие в переводах регламента ЕС на разные языки, включая немецкий, где используются термины einführen («ввозить») и ausführen («вывозить»), которые имеют более широкое значение, включающее не только импорт и экспорт, но и ввоз и вывоз. «Получается, что из-за особенностей немецкого языка закон распространился также на ввоз и вывоз машин, а это огромная разница», — посетовал Коваль.

Ситуация осложняется тем, что многие адвокаты отказываются представлять интересы пострадавших, ссылаясь на отсутствие опыта работы с данным законом. Однако Иван Коваль подал жалобу в таможню и надеется на разбирательство в прокуратуре Гамбурга. Он уверен в своей правоте и не готов платить штрафы за нарушение закона, так как не собирался реализовывать свой автомобиль.

Подобные случаи конфискации автомобилей с российскими номерами ранее описывались другими изданиями. Например, «Фонтанка» рассказала об инциденте, который произошёл с Сергеем — жителем Санкт-Петербурга. Он вместе с семьей путешествовал по Европе. Туристы въехали в Евросоюз через Норвегию и беспрепятственно посетили несколько стран — Финляндию, Германию, Австрию, Францию, Испанию, Италию. Им почти удалось проехать Германию, но «тормознули» в том же Гамбурге и сотрудники немецкой таможни конфисковали автомобиль, сославшись на санкции.

Сергей обратился в консульство России, но предложенная дипломатами помощь сводилась к тому, что они свяжутся с таможней Германии и переведут бумаги, которые выдадут в ведомстве, проконсультируют, какие документы подписывать, а какие не надо.

Тем, кому важен здоровый образ жизни, рекомендуем прочитать: «Названы самые пьющие нации в мире: русские оказались не самыми пьяными».