Как вернуть деньги за невозвратный билет: россиянам раскрыли 100% верный способ

Tuesday, 24 May. 2022

«Невозвратные» билеты стали обычно практикой авиакомпаний. Однако эксперты-юристы успокаивают туристов - есть 100% верный способ вернуть деньги даже за невозвратный билет. Особенно в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств. К которым, к слову, можно отнести и закрытие южных аэропортов.

Именно на этот счёт существуют специальные рекомендации Роспотребнадзора - подчеркнул в интервью агентству «Прайм» замруководителя департамента правового регулирования бизнеса факультета права НИУ ВШЭ Дмитрий Максимов. «Порой случаются ситуации, когда вылет невозможен. В ряде случаев определение "невозвратности" не означает полную невозможность вернуть билет», - заявил он.

В частности, по словам эксперта, уважительной причиной отмены поездки является болезнь самого пассажира, его спутника (члена семьи, близкого родственника) или смерть близкого родственника, где бы она ни произошла (п. 2 и п.3 ст. 108 Воздушного кодекса РФ). Чтобы вернуть деньги за билет в подобных случаях необходимо подтвердить эти факты документально (медицинской справкой, справкой о смерти).

В случае, если турист, например, заболел, эксперт расписал подробно алгоритм действий:

  1. До отправки рейса туристу придётся уведомить авиакомпанию о том, что он не полетит, отправив электронное письмо или по телефону "горячей линии".
  2. Второй шаг - собрать документальные доказательства форс-мажора. Для болезни это, например, справка из больницы или поликлиники.
  3. Шаг третий - обращение в адрес авиакомпании с объяснением ситуации и приложением собранных документов. Письмо эксперт советует отправлять "по старинке": заказное с описью вложений и уведомлением о вручении. Правда есть проблема: с этим пакетом документов вам надо обратиться в авиакомпанию до времени вылета.
  4. «У каждой авиакомпании свои сроки рассмотрения обращений, поэтому сразу уточните на сайте или у сотрудника максимальное время ожидания. Если по истечении его вы не получили официального ответа и компенсацию, то вы вправе подать иск в суд или написать жалобу в Роспотребнадзор и Росавиацию. Также можно написать жалобу в саму авиакомпанию», - отдельным пунктом отметил юрист.

Ещё одна приятная новость - так как форсмажоры встречаются не только у туристов - пассажир вправе требовать возврата денег, если перевозчик сам не исполнил или исполнил в ненадлежащем порядке свои обязательства по договору с пассажиром. Речь идет об отмене рейса, длительной задержке, отказе авиакомпании от посадки на оплаченное место (полный список условий, согласно которым отказ от полетов является вынужденным, прописан в ст. 227 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 №82).

То есть, как пояснил юрист, в нынешней ситуации в связи с временным закрытием ряда аэропортов юга России, также возможен 100% возврат. «Пассажиры могут вернуть деньги за невозвратные билеты в полном объёме – без штрафов и вычетов. Отмена рейсов российской авиакомпанией признается вынужденным отказом от перевозки в соответствии со ст. 227 Федеральных авиационных правил. В таком случае авиакомпания обязана вернуть деньги за билеты в полном объеме, причем неважно возвратные они или невозвратные», - заявил он.
Действия при этом следующие:

  • Необходимо написать заявление о возврате денег за авиабилеты.
  • Помимо причины возврата в заявлении необходимо указать данные пассажира, номер билета, даты вылета, а также реквизиты банковского счета, куда нужно вернуть деньги.
  • Отправить заявление можно несколькими способами: онлайн в личном кабинете на сайте авиакомпании либо на сайте-агрегаторе; через электронную почту авиакомпании или компании по продаже билетов на самолет; непосредственно в офисе продаж авиакомпании или организации посредника. Самое простое – обратиться на стойку представительства авиакомпании в аэропорту вылета.
  • Как правило, авиакомпании возвращают деньги в течение 30 дней.

Далее эксперт отметил, что свои «лазейки» существуют и для иностранных перевозчиков, хотя деятельность иностранных авиакомпаний не регулируется российским законодательством. В целом зарубежный перевозчик принимает решение, в том числе и о возврате денег, исходя из правил, действующих в стране, в которой он зарегистрирован. «Однако, следует отметить, что, согласно правилам Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), иностранная авиакомпания, отменившая или изменившая рейс, возвращает пассажиру стоимость билета, согласно тарифа. Если часть билета использована, то есть пассажир все-таки вылетел в одну сторону, то ему вернут стоимость только обратного билета. При этом могут вычесть сборы и примененные скидки», -пояснил юрист.

Он также добавил и о последней инстанции: в случае конфликта с перевозчиком - как российским, так и иностранным можно обратиться в Роспотребнадзор; пожаловаться на авиакомпанию в Федеральное агентство воздушного транспорта, сделать это можно на сайте Росавиации; также можно идти в суд с исковым заявлением.

Для тех, кому важен здоровый образ жизни, рекомендуем прочитать: «Диетолог раскрыл правила эффективного посещения продуктового супермаркета».