Флоренция — там где покоятся великие

Thursday, 6 February. 2025

Флоренция — Италия Сентябрь 2024

После того как я спустился с кампаниллы Джотто я сразу направился в стоящий рядом баптистерий Сан-Джованни (Баптистерий Святого Иоанна) расположенный также на Соборной площади (Пьяцца дель Дуомо). Вход в него входит в комплексный билет, ну, а с рюкзаком также не пускают.

Флоренция — там где покоятся великие

Баптистерий построен в виде октогона — центрического, восьмигранного в плане сооружения 25,60 м в поперечнике.
Вместе с кампанилой (колокольней) Джотто и Собором Баптистерий представляет собой часть единого монументального ансамбля. Ранее, расположенный на западной стороне Соборной площади, Баптистерий Сан-Джованни выполнял в этом ансамбле отграничивающую функцию, непосредственно примыкая с западной стороны к Епископскому дворцу. Поэтому он имел три двери: северную, восточную и южную, а с запада — апсиду. Однако в XIX веке логика ансамбля была нарушена тем, что площадь позади Баптистерия была расширена, и он оказался в её центре.

Флоренция — там где покоятся великие

В середине XII века здание было облицовано плитками разноцветного мрамора геометрического рисунка различных оттенков: белого мрамора (из Каррары) зелёного (из Прато) и розового (из Мареммы) — так называемый инкрустационный стиль, типичный для архитектуры средневековой и ренессансной Тосканы. Полукруглая апсида в XIII веке была заменена на слегка выступающую за пределы здания прямоугольную скарселлу (итал. scarsella — мешочек, кошелёк). Пол инкрустирован мрамором в 1209 году.

Флоренция — там где покоятся великие

Восьмиугольный сегментированный свод в период между 1250 и 1330 годами украшен мозаиками в византийском стиле, на золотом фоне, под руководством францисканского монаха Якопо, с участием Андреа Тафи, Коппо ди Марковальдо, Чимабуэ, Гаддо Гадди и других мастеров. Центральная мозаика изображает картину Страшного суда с фигурой Христа в центре. В баптистерии также находится гробница антипапы Иоанна XXIII

Флоренция — там где покоятся великие

После посещения Баптистерия поел персикового джелатто. Никогда я ранее я не ел столько мороженного, но в Италии просто невозможно устоять.

Флоренция — там где покоятся великие
Флоренция — там где покоятся великие

Улочки Флоренции

Флоренция — там где покоятся великие

Площадь Санта-Кроче, на которой по традиции был рынок выходного дня и церковь Санта Кроче. Легенда гласит, что церковь была основана самим святым Франциском Ассизским. Франциск Ассизский скончался в 1226 году, а уже через два года был причислен к лику святых. Строительство церкви на месте, ранее занятом этим зданием, было начато 12 мая 1294. Финансирование строительства происходило на средства состоятельных семей Флоренции. Окна церкви украшены витражами, расширяющими её интерьер. Церковь построена в форме египетского Т-образного креста и является крупнейшим францисканским храмом Италии. Со временем были осуществлены многочисленные перестройки церкви. Во второй половине XVI века было разрушено много древних её частей. В архитектуре храма присутствуют готические, ренессансные и неоготические элементы. Среди построек примыкающего к церкви бывшего монастыря особый интерес представляет капелла Пацци, построенная по проекту Брунеллески.

Флоренция — там где покоятся великие
Флоренция — там где покоятся великие

Около церкви стоит статуя Данте.

Флоренция — там где покоятся великие
Флоренция — там где покоятся великие

На фасаде показаны сцены обретения Христа.

Флоренция — там где покоятся великие

Внутри церковь поражает в хорошем смысле этого слова, да, внутри базилики менее пышно чем снаружи, но это на первый взгляд. Церковь и помещения бывшего монастыря украшены множеством фресок, картин и скульптур работы Джотто, Донателло и других художников и скульпторов.

Флоренция — там где покоятся великие

Стены главного алтаря расписаны фресками Аньоло Гадди (ок. 1380–1390) на тему обретения Истинного Креста. Сюжеты фресок в основном следуют «Золотой легенде» Иакова Ворагинского

На левой стене (сверху вниз):
Святая Елена доставляет Святой крест в Иерусалим
Персидский царь Хосров захватывает Иерусалим и увозит Святой крест
Придворные поклоняются Хосрову; Сон Ираклия, византийского императора
Ираклий обезглавливает Хосрова и возвращает Святой крест в Иерусалим
По словам Вазари, на последней фреске Аньоло Гадди изобразил самого себя, в образе мужчины с бородкой в красном плаще с капюшоном у правого края фрески.

На фресках имеется множество занимательных второстепенных деталей, бытового или сказочного характера. Так на фреске «Святая Елена находит три креста; Крест Господень исцеляет умирающую» в левом верхнем углу можно видеть льва, сидящего в пещере на горе, перед ним заяц или кролик, на деревьях разнообразные птицы, в реке утки и цапля и др.
Также Аньоло Гадди является автором витражей окон главного алтаря.

Флоренция — там где покоятся великие

В церкви похоронено около 300 знаменитых флорентийцев — деятелей культуры, науки и политиков. Типичная конструкция гробниц в церкви — мраморное ложе с фигурой усопшего поверх саркофага. Сооружение увенчано аркой на двух колоннах.

Флоренция — там где покоятся великие

Галилео Галилей (астроном, математик, XVI век) — уроженец Пизы, но прожил большую часть жизни во Флоренции; саркофаг увенчан фигурой учёного и аллегорическими фигурами Геометрии и Астрономии; надгробие работы Джулио Фоггини (1737 год).

Флоренция — там где покоятся великие

Микеланджело Буонарроти (скульптор, поэт, живописец, XV–XVI века) — гробница работы Джорджо Вазари(1570 год), над саркофагом установлен бюст Микеланджело, в нижней части расположены три аллегорические фигуры, которые символизируют Живопись, Архитектуру и Скульптуру.

Флоренция — там где покоятся великие

Данте Алигьери (поэт, XIII–XIV века) — похоронен в Равенне, в базилике находится его кенотаф, сооружённый в 1829 году (власти Равенны противодействуют переносу праха поэта во Флоренцию, одной из главных причин является надпись «туск» (то есть этруск) на кенотафе).

Флоренция — там где покоятся великие

Капелла Барончелли с алтарным полиптихом, так называемый полиптих Барончелли (ок. 1328–1334), судя по надписи OPUS MAGISTRI JOCTI (над пределлой) и свидетельствам Гиберти и Вазари- работа Джотто.

Флоренция — там где покоятся великие

Центральная панель представляет коронование Марии. Боковые панели представляют хоры ангелов и святых, славящих Марию. В руках ангелов можно видеть музыкальные инструменты — виелы, органы-портативы, гитерн, псалтерий, трубы. Над музицирующими ангелами располагаются святые. Среди них идентифицируются на первой панели (слева направо) — Святая Клара и Святой Франциск; на второй — апостол Петр (с ключом), Моисей (со скрижалями Завета), Адам и Ева (в красном мафории); на четвёртой — апостол Павел, Авраам и Иоанн Креститель; на пятой — святые Стефан и Лаврентий. Внизу, в пределле — маленькие изображения (слева направо) неидентифицированного святого епископа, Иоанна Крестителя, Христа, Святого Франциска и Святого Онуфрия.

Флоренция — там где покоятся великие

Ризница в Санта-Кроче представляет собой большое прямоугольное помещение с потолком из расписных балок. Традиционно считается, что ее покровителями были Перуцци, чьи гербы можно увидеть в четырех углах помещения. Это один из самых ранних примеров монументальной ризницы во Флоренции, и ее размеры, вероятно, обусловлены ее первоначальной функцией как капитула, где религиозная община собиралась в течение дня для обсуждения важных дел и где было принято зачитывать главу из Устава или Священного Писания, откуда она была взята. его название. В 15 веке здание монастырского капитула было перенесено в капеллу Пацци.

Флоренция — там где покоятся великие

Помещение украшено расписными панелями из искусственного мрамора и нишами со святыми, которые ученые приписывают Якопо дель Казентино.

Когда в середине XIV века началось строительство часовни Ринуччини, это привело к уничтожению части фресок, написанных на восточной стене несколькими годами ранее и предположительно содержавших изображение Распятия.

Флоренция — там где покоятся великие

Капелла Медичи. Эта прямоугольная часовня с двойным сводчатым потолком заканчивается квадратным алтарем. Предназначенная для послушников, она была построена между 1435 и 1445 годами благодаря щедрости Козимо Медичи. О связи часовни с семейством Медичи свидетельствует ее посвящение святым Косме и Дамиану, святым покровителям семьи, изображенным на витраже 1450 года.

Ренессансная структура часовни, вероятно, спроектированная Микелоццо, оставалась практически неизменной на протяжении многих лет, но ее обстановка неоднократно менялась, в том числе, начиная с 1815 года, когда произведения искусства были изъяты из церквей и монастырей, закрытых в эпоху Наполеона. Нынешний вид часовни является результатом проекта, разработанного в 2014 году, чтобы уберечь от угрозы наводнения такие труднодоступные для перемещения работы, как «Сошествие Христа в ад» Бронзино или «Снятие с креста» Франческо Сальвиати.

Флоренция — там где покоятся великие

Колодезная комната
Эта комната является частью проекта 15 века, выполненного по заказу Козимо Медичи. Её функция была тесно связана с функцией соседней ризницы, поэтому в нем были установлены шкафы для литургических облачений и амуниции, умывальник (убранный в 20 веке) и колодец. Мы все еще можем видеть нишу, в которой находился колодец, с фреской в стиле зеленой земли, датируемой 1445 годом и приписываемой Паоло Скьяво, изображающей Христа и самаритянку у колодца. В нише также находится каменный герб Медичи, изготовленный в мастерской Микелоццо.

Флоренция — там где покоятся великие
Флоренция — там где покоятся великие

Особый интерес представляют «Мадонна с младенцем и святыми» Нардо ди Чионе, написанная для монастыря Санта-Мария-дельи-Анджели в 1365 году, «Святой Иоанн Гуальберт на троне» Джованни дель Бьондо с четырьмя историями из его жизни (около 1370 года) из монастыря Сан-Сальви и «Святой Иаков на троне» Лоренцо Монако, написанный для неизвестного автора. пункт назначения в 1408 году.

Флоренция — там где покоятся великие

Капелла Пацци, одно из самых ранних и наиболее представительных архитектурных сооружений эпохи Возрождения, подобно зданиям классической эпохи, построена по системе, устанавливающей пропорциональные соотношения между различными сторонами.

Часовня была построена после пожара, по заказу Андреа де Пацци, члена одной из самых влиятельных семей Флоренции, чтобы служить семейной часовней. Филиппо Брунеллески разработал проект, и руководил строительством часовни с момента его начала в 1443 году. Работы продолжались долгое время, но были прерваны в 1478 году, когда Пацци были сосланы за участие в так называемом заговоре Пацци, который они замышляли против Медичи.

Интерьер часовни определяется точными пропорциональными соотношениями: центральный модуль представляет собой куб, увенчанный зонтичным куполом и окруженный по бокам двумя симметричными крыльями с бочкообразными сводами. Несущие элементы — арки, антаблемент, пилястры — выделяются серым камнем пьетра серена, который выделяется на фоне белой штукатурки стен.

Флоренция — там где покоятся великие

Одной из функций монастырей было объединение различных помещений комплекса, включая те, которые использовались исключительно монахами, и те, куда допускались светские члены братств или люди, имеющие семейные склепы в комплексе.

Первый монастырь, спроектированный вместе с трапезной на первом этапе строительства, первоначально использовался также как место захоронения, что дало ему название «кьостро деи морти» или «обитель мертвых».

Флоренция — там где покоятся великие

Когда строился фасад Санта-Кроче (1857–1865), этот район превратился в нечто вроде строительной площадки, а центральное здание было снесено в 1868–1869 годах. Здание, выходящее окнами на площадь, бывшее здание инквизиции, также было снесено в 1870 году и перестроено по проекту архитектора Эмилио-Де Фабриса в форме лоджии, повторяющей приподнятый портик 14 века, который проходит вдоль боковой стены церкви.

Флоренция — там где покоятся великие

Второй клуатр.

Флоренция — там где покоятся великие

Бывшая трапезная монастыря первой половины XIV века представляла собой большое прямоугольное помещение со стропильным деревянным потолком. Оригинальное назначение зала подчеркивают праздничные сцены, изображенные на фресках Таддео Гадди на задней стене, потому что именно в этом зале община монахов принимала участие в трапезе, обычно под аккомпанемент чтения отрывков из религиозных произведений.

В 1966 году река Арно затопила большую часть Флоренции, включая Санта-Кроче. Вода попала в церковь, принеся с собой грязь, загрязнения и топочный мазут. Зданиям и художественным ценностям был нанесен серьезный ущерб, на восстановление которого ушло несколько десятилетий.

Флоренция — там где покоятся великие

В иконографии Креста как «древа жизни», вдохновленной аскетической брошюрой святого францисканца Бонавентуры из Баньореджо под названием «Lignum Vitae», двенадцать ветвей, образующих медальоны, на которых изображены бюсты пророков и свитки, призывающие читателя задуматься о жертве Христа. Внизу святой Франциск обнимает Крест, а рядом стоит на коленях меценат, заказавший фреску. Рядом с ними изображен пишущий Бонавентура, слева мы видим Богородицу с так называемыми «благочестивыми женщинами» и святого Иоанна Богослова, а справа — самых важных францисканских святых и святого Доминика. Фамильный герб Манфреди четырежды встречается в расписной раме фрески, а надгробный камень на северной стороне церкви свидетельствует о том, что здесь был похоронен по крайней мере один из членов семьи.

Флоренция — там где покоятся великие

Тайная вечеря была заказана у Вазари в ноябре 1546 года при условии, что он доставит его в течение шести месяцев. Картина должна была украсить трапезную Мурате, монастыря монахинь-бенедиктинок, расположенного на нынешней Виа Гибеллина и являющегося одним из самых престижных заведений подобного рода во Флоренции.

С подавлением религиозных орденов (1808–1910), объявленным французским правительством, Мурат был закрыт, и все, чем он владел, перешло в собственность государства. Тайная вечеря была ненадолго перенесена в Сан-Марко, а затем в 1815 году перенесена в Санта Кроче. В конце 19 века панно было перенесено в бывшую трапезную. А 4 ноября 1966 года во время наводнения она была погружена в воду и грязь. Картина хранилась в Soprintendenza до тех пор, пока с 2004 по 2016 год над ней не была проведена удивительная реставрация, после чего она была возвращена в Трапезную, где была установлена система противовесов, позволяющая быстро поднимать ее механическим способом в случае предупреждения о наводнении.

Флоренция — там где покоятся великие

Партия Гвельфов заказала эту статую святого Людовика Тулузского у Донателло, который изготовил ее между 1418 и 1425 годами. Статуя, единственное произведение из позолоченной бронзы и первая бронзовая скульптура высотой почти три метра, отлитая с древних времен, обошлась в непомерную сумму — 3000 флоринов за материал и 449 флоринов за оплату услуг художника и его ассистентов. По словам Вазари, когда Донателло обвинили в том, что он придал фигуре неуклюжий вид, он ответил, что «он сделал это с определенной целью, видя, что святой проявил неуклюжесть, отказавшись от своего трона и став монахом», что является отсылкой к решению Людовика Анжуйского отказаться от королевства Италии. Митра украшена эмалями с изображением французской лилии и горного хрусталя, в то время как на посохе изображены крылатые путти в форме виска: это первый пример того, как скульптор подражает классическому стилю, изобразив обнаженного ребенка, известного как спиричелло, в круглой форме.

Флоренция — там где покоятся великие

Санта Кроче конечно осталяет очень сильное впечателение, причем как в художественном так и архитектурном ключе. Очень рекомендую посмотреть видео в шапке (если еще не смотрели) В нем я подробно показал Санта Кроче и Баптистерий. И очень занятно, что несмотря на обилие красоты, выбрать фотографию на обложку почти не из чего. В этом Италия конечно меня малость удивила.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Adblock test (Why?)