Фальсификат. Почему Хорватия вернет Украине МиГ
Фото: Давид Черкасов
Истребитель МиГ-21, купленный и модернизированный в Украине
Хорватская сторона признала непригодными к эксплуатации купленные и отремонтированные в Украине истребители. Расследование выявило коррупцию и фальсификацию.
Скандал с контрактом на ремонт истребителей МиГ-21 Военно-воздушных сил Хорватии украинским госпредприятием Укрспецэкспорт продолжается.
Хорватия намерена вернуть Украине четыре неисправных сверхзвуковых истребителя МиГ-21 и попросить Киев заменить их, сообщила 5 февраля хорватская газета Jutarnji List, ссылаясь на источники в Минобороны страны.
Корреспондент.net разбирался, почему Хорватию неустроили украинские истребители.
Боеготовность НАТО разрушена
Хорватия планирует вернуть Украине четыре неисправных самолета МиГ-21, чтобы их заменили, пишет издание. Также хорватские власти намерены потребовать от украинской стороны государственную гарантию для этих четырех самолетов.
На прошлой неделе Минобороны Хорватии отправлено официальное сообщение украинским колегам, в котором предложило такое решение, сообщает издание.
Истребители были признаны непригодными к эксплуатации спустя три с половиной года после получения их хорватской стороной.
"Запрос является официальным подтверждением катастрофического ремонта самолетов, за который заплатили 133 миллиона кун (22,5 миллиона долларов), а также доказательством преступных действий украинского предприятия, которое создало угрозу для жизни хорватских летчиков, а также разрушило боеготовность страны-члена НАТО", - пишет издание.
Речь идет о самолетах под номерами 131, 132, 134 и 135, которые Хорватия приобрела и модернизировала в Украине. По условиям контракта, истребители должны были проработать до 2023 года или 850 часов, однако "упали" уже в 2016 году, пролетав от 100 до 200 часов.
Отметим, что министр обороны Степан Полторак недавно посетил Загреб, где признал, что договор был "не совсем выполнен" с "ущербом для хорватской стороны".
Отмечается, что такое решение было инициировано именно в ходе визита украинского министра в Хорватию.
Коррупционные схемы ремонта МиГ
В июле 2013 года, как говорится в контракте, Хорватия для поддержания парка самолетов своих ВВС закупила у Украины пять старых истребителей МиГ-21бис, которые, согласно украинским документам, ранее принадлежали Йемену, а после отстаивались на госпредприяти Одесавиаремсервис.
Контракт стоимостью 132,9 миллиона хорватских кун (около 22,5 миллиона долларов), заключенный хорватской стороной с Укрспецэкспортом, предусматривал ремонт на Одесавиаремсервисе пяти истребителей МиГ-21бис и двух учебно-боевых самолетов МиГ-21УМ ВВС Хорватии, а также пяти бывших йеменских истребителей.
Одесское предприятие затянуло сроки выполнения этого контракта, завершив его только к 2015 году при контрактном сроке сдачи 30 июля 2014 года. Хорватская сторона осталась недовольна качеством работ и наложила на Укрспецэкспорт штраф в 2,7 миллиона кун за срыв сроков.
Переданные хорватской стороне самолеты находились в плохом техническом состоянии, имели трещины в планере, а фактический их остаточный ресурс составлял не более 100-200 летных часов. Фактически эти машины в Одессе не прошли капремонта.
В марте 2016 года хорватская военная полиция начала расследование против Минобороны Хорватии по факту покупки в Украине самолетов.
Проведенное расследование вскрыло использование при ремонте старых авиазапчастей из Болгарии, Алжира и бывшего СССР, которые не соответствовали техдокументации, предоставленной украинской стороной.
Один из пяти приобретенных Хорватией в Украине истребителей МиГ. Снимок сделан в Одессе / Минобороны Хорватии
В декабре 2016 года двум сотрудникам Минобороны Хорватии были предъявлены обвинения в получении взятки от украинского государственного предприятия Укрспецэкспорт взамен за помощь в заключении сделки по истребителям.
Как пишет Jutarnji List, тщательное обследование этих самолетов показало, что украинская сторона полностью сфальсифицировала документацию.
Расследование показало, что на самом деле эти пять МиГ-21бис не имеют никакого отношения к Йемену, а являются бывшими самолетами ВВС Болгарии, прекращенными эксплуатацией в 1998 году и списанными в 2001 году.
Как эти самолеты оказались в Одессе - осталось неизвестным, поскольку Болгария официально отчиталась об утилизации этих пяти самолетов перед НАТО.
Фактический возраст этих пяти самолетов примерно на пять лет больше заявленного украинской стороной. Кроме того, на двух истребителях установлены двигатели неизвестного происхождения, заводские номера которых не совпадают с указанной в украинской документации.
Президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович в марте 2017 года внепланово посетила базу ВВС под Загребом, где ознакомилась с истребителями и выразила обеспокоенность их состоянием.
Перед тем начальник генштаба Хорватии генерал Мирко Шундов представил главе государства доклад о технической неисправности восьми из имеющихся в наличии 12 истребителей МиГ-21.
Хорватия ищет истребители десять лет
Летом 2017 года министерство обороны Хорватии разослало официальный запрос предложений на приобретение 12 истребителей для ВВС страны, на замену МиГ-21и учебно-боевых Миг-21УМ.
Хорватские военные направили запросы в посольства США, Израиля, Греции, Швеции и Южной Кореи.
В настоящее время ВВС Хорватии располагают 12 самолетами МиГ-21бис и МиГ-21УМ производства 1970-х годов, доставшихся в наследство от ВВС Югославии.
По состоянию на март 2017 года, как отмечает военный блог bmpd, который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий, в летном состоянии в ВВС Хорватии находились только три МиГ-21бис и одна спарка МиГ-21УМ.
Поиск новых машин взамен МиГ-21 ведется уже более десяти лет. В 2008 году Минобороны Хорватии рассылало официальный запрос информации, однако тогда средства на закупку истребителей не были выделены правительством страны.