Эксперты обрисовали перспективы российского туристического рынка в цифровую эпоху
Международный туризм в ближайшем будущем ждет дальнейшее увеличение «цифровизации», а также рост приоритета впечатлений и нестандартных маршрутов. При этом организованному туризму придётся справляться с вызовами сразу с двух сторон: с одной стороны, тренд увеличения «мобильных» туристов, предпочитающих самостоятельно строить маршруты и бронировать размещение через различные сервисы, будет только расти, с другой – наиболее популярные и переполненные туристами города, скорее всего, продолжат борьбу с наплывом путешественников, в том числе путем переориентации их на другие направления. Кто сумеет «оседлать» эту волну и предложить растущему среднему классу «сбалансировавший» все эти тенденции вариант отдыха, тот и выиграет. Если, конечно, не грянет очередной экономический кризис, который занял первое место в числе основных рисков для туризма, «обогнав» все политические трения: его «вмешательство» будет способно «уронить» прогнозируемые темпы роста мирового турпотока практически в два раза.
Именно такие тенденции были названы в числе глобальных экспертами компании Euromonitor, представившими на MITT своё видение глобальных тенденций и развития будущего туризма. Доклад состоялся в рамках конференции «Тренды нового туристического сезона». По данным выступавши экспертов, в числе ключевых тенденций по всему миру, с которыми придется столкнуться турфирмам в ближайшем будущем, окажутся ожидаемая «цифровизация» рынка и рост значимости мобильного интернета, в том числе сервисов, конкурирующих с традиционным организованным туризмом, что дополнится ростом числа бюджетных авиакомпаний. Естественно, в этой связи звучат традиционные прогнозы по «вымиранию» или сильному изменению традиционного туррынка.
Как утверждают исследователи, современный турист в первую очередь гонится за «приоритетом впечатлений», и только «подвижные» мобильные приложения, в том числе экскурсии от частных гидов, способны дать ему ожидаемое. При этом наиболее загруженные маршруты займутся «минимизацией» турпотоков путем их распределения на менее загруженные. В качестве примера уже названы Барселона, Амстердам и Париж, прикладывающие немалые усилия для того, чтобы перенаправить прибывшего туриста по нетривиальным маршрутам, включающим не только основные точки притяжения, но и «глубинку».
При этом сохранится и разовьется тенденция привлечения наиболее ключевых «поставщиков» туристов: в числе таких стран на первом месте называют Китай, однако и Россия стоит в этом ряду не на последнем месте. По данным исследователей, не менее 40% опрошенных российских граждан в ближайшее время намерены не только путешествовать, но и больше потратить на эти путешествия. При этом на европейских рынках, в целом, наблюдается большее спокойствие – ни больше путешествовать, ни больше за это платить европейцы не планируют.
На период после 2020 года эксперты прогнозируют, что «стагнировать» может начать и основной поставщик туристов – Китай. Это рассматривается как один из рисков для мирового туризма, впрочем, не первостепенной важности. Сильнее всего на прогнозы по приросту международного турпотока может повлиять экономический кризис: этот фактор оставляет далеко позади остальные риски, включая снижение китайского турпотока, и политические проблемы вроде политики Трампа и результатов Brexit. Так, если на данный момент рост международного туризма на 2020-2025 год прогнозируется на уровне 4.1%, то проблемы в экономике способны обвалить его фактически вдвое – до 2.2%.
При этом, как может сказать любой эксперт турбизнеса, для России этот риск останется наиболее существенным. Пока выездной туризм из нашей страны «сбалансировался», однако при любом кризисе из прогнозируемых к 2019 году 28 миллионов число туристов сократится минимум на 4 млн. При этом, если все будет благополучно, турпоток продолжит рост, но темпы будут меньше – примерно на 1.5% в год.
Отметим, что российские турагентства как к прогнозам о своём скором вымирании, так и к ожиданиям кризисов относятся спокойно – кризисы 2014-2016 годов научили их многому, и кто прошел «огонь, воду и медные трубы», тот готов ответить на любые новые вызовы. «Начну с того, что вроде бы в более успешный 2017 год доходы агентств упали в разы. Причина – снижение комиссий, плюс туроператорский «пул» стал выставлять до 70% цен по промотарифу, с которого почти не платится комиссия. Но сейчас турагентства дали туроператорам четкий сигнал, что «дно» снижения комиссии достигнуто: теперь любой оператор, который предложит рынку вменяемые комиссии – получит немедленный взрыв спроса без рубля на рекламу», - отметил Алексан Мкртчян, гендиректор сети турагентств «Розовый Слон». По словам эксперта, этому есть живой и «вызывающий» пример – «Жемчужная река»: стоило данному туроператору предложить агентствам комиссию в 17%, как никому до этого не известная компания без каких-либо затрат на рекламу добилась того, что «все стали продавать Хайнань».
Что касается прогнозов о вымирании турагентского рынка в связи с «цифровизацией» и переходом продаж в интернет, то эксперт уверен, что в российских условиях этот «тренд» ещё долгое время не будет доминирующим. «Наши турагентства не вымирали и не вымрут. Идет нормальный естественный отбор – слабые турагентства закрываются, появляются новые, а сильные объединяются и крепнут. Причем общий результат является положительным. Так, например, в не лучшем для туррынка 2016 году в Краснодаре закрылось 80 турагентств, при этом одновременно открылось 90 новых. Это жизнь – что-то рождается, что-то умирает, а мы продолжаем работать», - резюмировал Алексан Мкртчян.
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:
- Подписывайтесь на канал туристических новостей на Яндекс.Дзен
- Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom
- Туристические новости в Facebook: https://www.facebook.com/tourprom.ru
- Туристические новости в ВКонтакте: https://vk.com/tourprom
- Туристические новости в Twitter: https://twitter.com/tourprom
- Туристические новости в Одноклассниках: https://ok.ru/tourprom
- Туристические новости в Instagram: https://www.instagram.com/tourprom/