Экономкласс становится недоступным для обычных туристов: цена на авиабилеты подскочили на шокирующие 30%
Экономкласс становится недоступным для обычных туристов и с каждым годом авиасообщение становится все более недоступным для россиян. С такой декларацией на страницах «Известий» выступила зампред комитета по просвещению Яна Лантратова, одна из инициаторов обращения депутатов Госдумы в ФАС. К ней присоединился глава комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг. По их подсчетам, цена на авиабилеты подскочили на шокирующие 30%.
ФАС попросили проверить скачок цен на авиабилеты в экономклассе — за год они подорожали более чем на треть. Такое обращение в антимонопольную службу направили депутаты Госдумы. Вероятные причины увеличения стоимости — удорожание обслуживания самолетов и топлива, сокращение международного авиасообщения. В Минтрансе отметили, что перевозчики применяют динамическое ценообразование, поэтому пассажир имеет возможность заблаговременно купить более дешевый билет. В ведомстве также подчеркнули, что по ряду востребованных направлений стоимость удается удерживать благодаря программам субсидирования перелетов.
«По данным Росстата, стоимость перелета в салоне экономкласса по стране в феврале 2024 года выросла на 42% по сравнению с февралем 2023-го, до 7244 рублей. А в марте — на 23% к аналогичному периоду прошлого года, до 7345 рублей. Средняя стоимость перелета в экономклассе в феврале из расчета на 1 тыс. км полета составила 7244 рубля, что приближается к пиковым летним значениям последних лет, когда наблюдался повышенный спрос. Кроме того, эксперты прогнозируют дальнейший рост цен на авиабилеты, которые подорожают к концу года еще как минимум на 10%», — говорится в обращении депутатов. Они отдельно подчеркнули, что для российского туриста, особенно семейного, цены становятся неподъёмными: билеты на самолет для всей семьи с детьми на летний отдых могут стоить чуть меньше самого отдыха, а то и больше.
Также депутаты заявили, что это противоречит поставленной президентом Владимиром Путиным в рамках послания Федеральному собранию цели по увеличению интенсивности авиасообщения в РФ в 1,5 раза к 2030 году. «Просим вас провести проверку авиакомпаний на предмет соблюдения антимонопольного законодательства в части ценообразования на билеты по направлениям внутри страны», — также заявлено в обращении.
Судя по всему, авиакомпании ждут проверки. Впрочем, ситуацию они обосновывают всеобщим подорожанием. «Услуги аэропортов в 2023 году за счет роста ставок на обслуживание воздушных судов выросли на 46%, стоимость авиатоплива — на 54%, запчастей и агрегатов — в среднем на 56%. В 2024-м эта динамика сохранилась», - заявил один из перевозчиков. При этом они заявили, что авиакомпании сохраняют политику субсидирования, динамические тарифы, позволяющее заранее недорого брать билеты, и «плоские тарифы» на перевозку в отдельные регионы, такие как Дальний Восток.
Правда общественники добавляют еще несколько причин. Первая из них — то, что раньше большая часть перевозчиков основную прибыль получала на международных рейсах, количество которых, по понятным причинам, резко сократилось. «Поэтому если раньше авиакомпании могли держать относительно недорогие цены на внутренние рейсы и получать прибыль, то сейчас такой возможности уже нет», - заявил глава Союза пассажиров России Кирилл Янков. Вторая причина, с его слов, удорожание обслуживания самолетов. Для отрасли стало проблематичным получение запасных частей, которые теперь приходится заказывать через третьи страны. Также повлияло и повышение стоимости авиатоплива. А компенсировать все это приходится российскому туристу.