Центробанк исключил из «черного списка» банков ряд турагентств
2`400 компаний, в числе которых находится немало турагентств, были исключены Центробанком из «черного списка» клиентов банков, ранее признанных сомнительными. Теперь они вновь могут беспрепятственно открывать себе счета в банках. Более того, уже 30 марта представители туристического рынка получат возможность обжаловать закрытие своих счетов: начиная с апреля их жалобы будет рассматривать специально созданная межведомственная комиссия ЦБ и Росфинмониторинга. К такому решению Центробанк пришёл после совещания в Минкульте, организованном по поручению вице-премьера Виталия Мутко, который таким образом отреагировал на открытое письмо Альянса Туристических Агентств (АТА).
Напомним предысторию данной проблемы: 21 июля Центральным Банком были изданы Методические рекомендации «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». Согласно этому документу в «черный список» должны попадать клиенты банковских организаций, чьи налоговые выплаты составляют от 0.5% до 0.9% от оборота.
Учитывая специфику турбизнеса, под это «требование» попали практически все российские турагентства. Так, исходя из практики работы розницы, и учитывая, что ТА принимают от клиента полную стоимость турпродукта, а получают в качестве прибыли только комиссионное вознаграждение, туристические агентства уплачивают налоги в сумме не превышающие 0.1%-0.2% от оборота по счету. Таким образом, данные суммы значительно меньше предусмотренных рекомендациями ЦБ. В итоге после появления этих рекомендаций банки стали отказывать турагентствам в обслуживании, и массово закрывая им расчетные счета.
Однако, в середине сентября за представителей розницы вступился Альянс Туристических Агентств, направивший письмо с просьбой разобраться в ситуации курирующему туризм вице-премьеру Виталию Мутко. «К ноябрю 2017 года отключения агентств от обслуживания в банках приняли фатальный характер, что может привести к остановке деятельности всего агентского рынка», - говорилось в обращении АТА. «Более того, некоторые банки во исполнение Рекомендаций требуют от турагентств оплатить авансовый платеж по налогу и другие обязательные платежи в размере 2 % от дебетового оборота по счету, что явно противоречит законодательству, а также самим Рекомендациям», - подчеркнули тогда в альянсе, добавив, что если такая практика продолжится и дальше, то в скором времени турагентскому бизнесу будет объявлен технический дефолт по причине невозможности исполнения обязательств перед клиентами и партнерами. «Не имея возможности принять от клиентов денежные средства за оплату туристских продуктов на расчетный счет и оплатить их партнерам, не попав при этом в «черный список», туристические агентства попросту прекратят свою деятельность. В результате без рабочих мест останется большое количество профессиональных работников», - отмечалось в письме альянса.
В итоге мнение розницы наконец-то было услышано – в середине декабря Правительство РФ подписало поручение в адрес ЦБ, Ростуризма и Минкульта с требованием разобраться в сложившейся проблеме и пресечь незаконное закрытие счетов турфирм банками (подробнее по ссылке: https://www.tourprom.ru/news/37819/ ).
«Число реабилитированных банковских клиентов, попадавших ранее в черные списки ЦБ и Росфинмониторинга, на 1 марта составило 2’400 компаний», - сообщили РБК в пресс-службе Банка России. При этом в ЦБ не уточнили, какие конкретно компании были реабилитированы. Как подчеркнули в пресс-службе организации, решение об исключении клиентов из черных списков принимают сами банки на основании методических рекомендаций и представляют их в ЦБ. Однако 30 марта в силу вступают изменения в закон об отмывании средств, которые законодательно закрепляют механизм реабилитации клиентов и вводят двухуровневую систему обжалования решений об отказах. Согласно нововведению, изначально клиент кредитной организации, попавший черный список, должен будет пожаловаться в сам банк, а если банк отказывается пересмотреть решение, клиент сможет обратиться в ЦБ, и тогда его заявление будет рассматривать межведомственная комиссия регулятора и Росфинмониторинга.
Очевидно, что одну из ключевых ролей в решении данного вопроса сыграло обращение АТА к вице-премьеру Виталию Мутко, а также активная работа Министерства культуры. «На сегодняшний день диалог между Минкультом, Центробанком и АТА налажен. На данный момент ведётся работа над системным решением этой проблемы, но появление подобных списков уже говорит о продуктивности такого взаимодействия», - пояснила корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Наталия Осипова, исполнительный директор АТА. По её словам, на данный момент банки на свое усмотрение завышают допустимый процент выплат в бюджет, даже несмотря на официальные рекомендации ЦБ. «Наша основная просьба заключалась в том, чтобы ЦБ довел до банков информацию о недопустимости этой ситуации. К счастью, с 30 марта решения о закрытии счетов можно официально оспорить», - добавила г-жа Осипова.
При этом собеседник «ТУРПРОМА» особо подчеркнула, что список из 2400 компаний, среди которых, безусловно, есть большое число туристических агентств, вышел благодаря диалогу, налаженному с Центробанком. «Я хочу сказать большое спасибо департаменту по туризму Министерства культуры за то, что прониклись этой проблемой рынка и активно занимаются её решением, а также вице-премьеру Виталию Мутко, который держит ситуацию под личным контролем. Работа продолжается, и мы надеемся, что в конце концов ЦБ выпустит для банков отдельное разъяснение по турфирмам», - сказала исполнительный директор АТА.
При этом собеседник напомнила, что ЦБ продолжает вести активную борьбу с компаниями, которые работают в теневом секторе турбизнеса. «Абсолютное большинство представителей розницы хотят и готовы работать в правовом поле, но сегодняшние реалии их подталкивают к уходу в тень. Решение одной проблемы – с закрытием счетов в банках, удалось сдвинуть с мертвой точки. Но другая глобальная проблема, толкающая в тень, до сих пор никак не решается. Речь идет о массовом снижении агентской комиссии туроператорами, в результате чего доходность турагентского бизнеса стремится в минус. В итоге и многие компании, чтобы хоть немного сэкономить на налогах и не разориться, вынуждены работать в «серую», - заключила она.
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:
-
Подписывайтесь на канал туристических новостей на Яндекс.Дзен
-
Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom
-
Туристические новости в Facebook: https://www.facebook.com/tourprom.ru
-
Туристические новости в ВКонтакте: https://vk.com/tourprom
-
Туристические новости в Twitter: https://twitter.com/tourprom
-
Туристические новости в Одноклассниках: https://ok.ru/tourprom
-
Туристические новости в Instagram: https://www.instagram.com/tourprom/