ЦБ запретил для авиакомпаний сравнительно честный способ отъёма денег у пассажиров
С возможностью «сравнительно честного отъёма денег у населения» придётся распрощаться авиаперевозчикам. Согласно информации «Коммерсанта», служба ЦБ по защите прав потребителей рекомендовала авиакомпаниям отключить на своих сайтах автоматическое согласие пассажиров на покупку страховки при приобретении билета. При этом по словам самих перевозчиков, продажа допуслуг — это «значительная составляющая их неавиационных доходов». На одного туриста автоматически получаемый полис обходится в 300–600 руб в зависимости от перевозчика, в итоге же объем рынка авиастрахования пассажиров составляет 2–5 млрд руб. ежегодно, причём перевозчикам достается «существенная часть».
Соответствующая рекомендация службы по защите прав потребителей ЦБ содержится в протоколе по итогам мартовского совещания с представителями перевозчиков, страховых компаний и Роспотребнадзора. В качестве обоснований представители ЦБ назвали «негативный информационный фон, связанный с предустановленным согласием» на страхование, а также небольшой «размер страховой премии, который не мотивирует потребителей на возврат полиса и маскирует проблему».
Как добавили в Роспотребнадзоре за прошлый год было вынесено 82 предостережения транспортным компаниям за «автоматические страховки». Более того, в суд были направлены 12 исковых заявлений «о защите интересов неопределенного круга лиц» из-за навязывания страховок. Страховщики — а на встрече присутствовали представители «Ингосстраха», СОГАЗа, СК «Согласие», «АльфаСтрахования», заверили, что жалоб от самих потребителей «практически нет». Также они предложили «сосредоточиться на судебных делах и действовать в соответствии с решениями высших инстанций», отмечая, что предустановленное согласие «является публичной офертой, а оплата услуги — акцептом».
Как сообщили эксперты «Ъ», «добровольно-принудительная» услуга страхования, которая автоматически добавляется при покупке билета, обходится туристам от 300 руб. у S7 до 630 руб. у «Аэрофлота». Авиаперевозчики также отметили, что «единичные» негативные отклики на услугу были, однако продажа страховок — одна из статей неавиационных доходов, и «из года в год становится популярнее».
«Прямое умножение числа пассажиров на среднюю цену страховок дает сборы почти в 40 млрд руб. Но источники «Ъ» на рынке указывают, что реальный объем страхования составляет 2–5 млрд руб. Комиссия, которую получают перевозчики, «весьма существенная», - цитирует издание своих экспертов.
При этом суды признают сборы за страховки незаконными и встают на сторону клиента, добавил «Ъ» глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Но у целом далеко не каждый турист пожелает возиться с судом из-за 500 рублей. Некоторые пассажиры просто полагают, что обязаны заплатить, добавляют эксперты.
При этом по факту редко кому из пассажиров удаётся использовать страховку. Далеко не каждый турист изучает 100 страниц договора страхования, купив билет с предустановленной галочкой, в итоге они сталкиваются со сложностями при доказывании страхового случай — вроде того, что задержка рейса произошла по вине авиакомпании. Хотя страховщики и другого мнения — в «АльфаСтраховании» заявили, например, что при задержке рейсов программа автоматически отправляет пассажиру уведомление с размером компенсации и ссылкой на ее получение. Отметим, что страховщики, как правило, предоставляют защиту только на случай длительной задержки — от 3–4 часов), поясняет. Выплаты, по данным страховщика — от 500 до 1 тыс. руб. за час. Причем за год страховщик отмечает десятки тысяч страховых случаев задержки вылета.
Тем, кому важен здоровый образ жизни, рекомендуем прочитать: «Диетолог назвала 52 продукта, богатых железом, и сколько его надо потреблять в сутки».