Букинг проиграл, но хватит ли у ФАС духа заблокировать Booking.com по примеру Турции?
Не в пользу агрегатора Booking.com решилось «разбирательство» между сервисом и российскими отелями, обвинившими его в нарушении антимонопольного законодательства. Федеральная антимонопольная служба признала его в понедельник виновным и требует от сервиса вычеркнуть из договоров с отелями «камень преткновения» - условия о широком и узком паритете цен на гостиничные услуги.
Расследование ФАС, тянущееся уже почти два года, завершилось в понедельник. «По результатам его рассмотрения компания признана нарушившей пункт 3 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции», - говорится в сообщении ФАС.
Напомним, в феврале 2019 года жалобу в ФАС написали предприниматели из «Опоры России», обвинив сервис на нарушение конкуренции, а также обвинив агрегатор в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и навязывании гостиницам, отелям, хостелам и другим средствам размещения невыгодных условий договора с обязательным паритетом цен.
«Booking.com навязывал российским гостиницам и отелям невыгодные условия договоров, в соответствии с которыми они были обязаны предоставлять компании и соблюдать со своей стороны паритет цен, наличия номеров и условий во всех каналах продаж и распространения своих услуг. Под такими каналами понимаются мета-поисковики, туристические агентства, другие агрегаторы информации, а также сайты самих отелей и других средств размещения», - подтверждается и заключением ФАС. Фактическая проблема в том, что отели не могут продавать номера ниже цен Booking.com и имеют другие проблемы. В итоге агрегатор ограничивает конкуренцию на рынке услуг соответствующих агрегаторов информации.
«ФАС России выдаст Booking.com предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство. В нем антимонопольный орган потребует от компании исключить из договоров с гостиницами условия о широком и об узком паритете, как в отношении цен на гостиничные услуги, так и в отношении условий, на которых эти услуги предоставляются», - прокомментировала ТАСС начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева.
Впрочем, международный гигант со штаб-квартирой в Нидерландах, заявил, что решением недоволен. «Поплакавшись» на общее бедственное положение туризма, представители Booking.com сообщили буквально следующее: «Для партнеров, предпочитающих абсолютно бесплатно рекламировать свои объекты на Booking.com, компания осуществляет перевод контента на 44 языка, инвестирует средства в рекламное продвижение объектов размещения через различные традиционные и цифровые каналы и, помимо прочих услуг, предоставляет клиентскую поддержку на 44 языках. Принимая это во внимание, мы считаем справедливым, что отели указывают на Booking.com по крайней мере ту же цену, что и на их собственном веб-сайте», - так цитирует их заявление ТАСС. При этом их ценовая политика, по мнению Booking.com, фактически «запрещает» отелям «указывать завышенные цены на платформе, побуждая потребителей осуществлять бронирования напрямую через свой веб-сайт или другие собственные каналы». «Такая ценовая политика имеет важное значение для сохранения существующих условий по предоставлению наших сервисов и услуг партнерам и клиентам», - заявляет Букинг. То есть фактически «Букинг» считает единственно верной ту политику, которой придерживается и, судя по откровенности этой декларации, полагает, что в России он сможет «хозяйствовать по-старому», хотя во многих других странах сервису пришлось расстаться с этими условиями. А в некоторых странах ему просто запретили работать. Хороший тому пример - Турция, которая для защиты своего туристического сектора ввела настолько строгие запреты для Booking.com, что компания почти полностью потеряла этот рынок, и этой осенью пошла на попятную - приныв все условия турецких властей. А хватит ли духа у нашего ФАС также жестко поступить с этим иностранным сервисом, вынудив его путём блокировки к выполнению российских требований? Ведь именно блокировка, которая ведет к потери всех доходов на данном рынке, очень быстро приводит заграничные интернет-компании в чувства.
Это тем более актуально, что по данным Тараса Кобищанова, гендиректора туроператора «Русский Экспресс», еще год назад Букинг занимал около 70% всего рынка агрегаторов в России, т.е. все остальные системы суммарно не превышают 30%. «Причем Букинг фактически является монополистом не только по бронированию отелей, но и по авиабилетам и по другим сопутствующим услугам типа экскурсий, проката авто и т.п. Таким образом, Букинг сейчас стал для турагентств и туроператоров одним общим тотальным конкурентом, если не врагом, но с которым не только можно бороться, и которого можно побеждать», - уверен Тарас Кобищанов.
Примечательно, что такой монополизм в России является уникальным: во всем остальном мире ситуация совершенно иная. Парадокс в том, что Букинг – громадная транснациональная корпорация с голландскими корнями, работающая в большинстве стран мира – имеет самый крупный рынок именно в России, и это притом, что сама Россия не является страной, отправляющей больше всего туристов. Мы уступаем по показателям выездного и внутреннего туризма многим странам, включая немцев, американцев, англичан и т.п. Аналогичные позиции с преобладающей долей рынка Букинг имеет только в небольших странах. Ни в США, ни в Германии, ни во Франции, ни в Китае, ни в Британии, ни в Италии и других больших и развитых странах он не имеет такой огромной доли рынка как в России, занимая там довольно скромные позиции на высококонкурентном поле, и вынужден там с трудом бороться с конкурентами, включая турагентства.
«Как же это произошло? Дело в том, что Букинг явился к нам в тот момент, когда с одной стороны отечественная туриндустрия ещё не окрепла, а с другой – когда она подверглась очень сильному шоку падения доверия со стороны потребителей из-за массового банкротства туроператоров и турагентств. И Букинг это недоверие активно подогревал», - пояснил Тарас Кобищанов во время конференции «ТрЭволюция».
«Если мы посмотрим на действия Букинга по захвату наших с вами клиентов, то увидим совершенно гениальный маркетинг. Дело в том, что около 86% многомиллиардного бюджета Букинга – это расходы на маркетинг и рекламу, и лишь 14% он тратит на свою операционную деятельность. Из этих 86% примерно 90% приходится на рекламу в мегапоисковиках – в Гугле и Яндексе. Букинг только на Гугл тратит в квартал более $1 млрд!!! В результате, как только ваш турист начинает искать гостиницу, наверху в поисковой выдаче всегда выскакивает реклама Букинга. Помимо этого, он старается встроится во все мобильные приложения. Т.е. Букинг пытается проникнуть к потенциальному клиенту через все доступные современные технологии», - отметил эксперт.
А из чего складываются доходы Букинга? Это очень интересные данные, при этом совершенно открытые, т.к. Букинг является публичной компанией. Первое – это комиссия от отелей, составляющая от 15% до 22%. В совокупности это даёт Букингу около $10 млрд в год. Второе – это маркетинговые доходы: это та плата отелей, которые желают подняться в выдаче. Ведь известно, что очень часто наверх в выдаче попадают не те отели, которые больше всего подходят клиенту, а те, которые за это заплатили. Это в совокупности даёт Букингу около $3 млрд. B третье – реклама, которую Букинг размещает на своем сайте. Это ещё примерно $1 млрд.
«Вопрос: как назвать компанию, которая массированно вкладывает почти все свои доходы обратно в рекламу и продвижение? Это туроператор или нет? И если нет – то кто он вообще? По сути – это маркетинговый посредник, который свои деньги получает как от комиссии от объектов, так и от поднятия их в топ выдачи. Именно так и надо объяснять это своим туристам», - уверен Тарас Кобищанов.
А кто является основными клиентами Букинга, наиболее охотно там размещающиеся? Это апартаменты, гостевые дома и мини-отели, а также гостиницы с 1-2 звездами, которые не имеют бюджета на самостоятельное продвижение и не планируют развиваться. А вот объекты, наиболее интересные для организованного туризма – гостиничные цепочки и отели приличного уровня от 4* и выше, стонут от работы с Букингом, минимизируя это сотрудничество при первой возможности. Либо стараются дать лучшие цены другим каналам дистрибьюции. Пример - всем известная эксклюзивная сделка сети Marriott с Expedia, и это не уникальная ситуация.
Более того, недовольство Букингом зреет не только среди крупных гостиничных цепочек. Этой ситуацией стали вплотную заниматься власти многих стран, прежде всего в Европе, озабоченные вопросом защиты своих потребителей. В Турции вообще решили эту проблему радикально, запретив там Букингу вообще работать. А в Британии уличили Букинг в том, что сервис вводит туристов в заблуждение. Делалось это следующим образом: чтобы подтолкнуть клиента к немедленному бронированию, Букинг выводил в интересующих его отелях информацию, что в них остался лишь 1 свободный номер на нужные даты. Однако в ходе расследования оказалось, что это соответствовало действительности лишь в 5 из 10 случаев, в остальных случаях это было банальной ложью. Т.е. Букинг искусственно подталкивал клиентов к немедленному принятию решения, чтобы у них не осталось время на изучение альтернатив, в том числе на консультацию с турагентом.
Но у туррынка есть способы для эффективной борьбы и даже для победы над Букингом. Главное – это развеять в умах потребителей миф о том, что на Букинге якобы самые дешевые цены, считает Тарас Кобищанов. Но и помощь государства в этой борьбе лишней явно не будет... Посмотрим, сможет ли новый глава ФАС жестко отстаивать интересы отечественной туриндустрии...