Антибандеровский закон. Как мир критикует Польшу

Monday, 12 February. 2018

Принятый Польшей закон, запрещающий обвинять польский народ в причастности к геноциду евреев, а также отрицать преступления украинских националистов, стал причиной международного скандала, пишут СМИ.

Президент Польши Анджей Дуда подписал закон об Институте национальной памяти, который предусматривает лишение свободы до трех лет за публичные заявления о причастности польского народа к Холокосту, а также за отрицание преступлений украинских националистов.

Польский закон привел к резкому ухудшению отношений с Украиной и Израилем. Его осудили как в США и Европе, так и внутри самой Польши.

Дуда решил направить этот закон в Конституционный суд, однако полномочия этого госоргана поляки ставят под сомнение после того, как в 2015 году пришедшая к власти партии Право и справедливость неправомерно уволила пять действующих судей и назначила новых.

Корреспондент.net разбирался, за что в мире критикуют польский "закон о Холокосте", который в Украине называют антибандеровским.

 

Резонансный польский закон

Закон предусматривает наказание за высказывания, которые правящая партия Польши считает "фальсификацией истории": каждый, кто позволит себе публично высказать "попирающее факты" мнение о том, что польский народ или польское государство были причастны к преступлениям, совершенным нацистской Германией", может быть приговорен к лишению свободы сроком до трех лет.

Такое же наказание законом вводится за пропаганду бандеровской идеологии и отрицание Волынской резни, которая в Польше была признана геноцидом польского народа.

Принимая этот закон, правительство Польши хочет избежать того, чтобы на поляков возлагали часть ответственности за преступления национал-социалистов, в частности, уничтожение польских евреев.

Польское правительство утверждает, что поляки не несут ответственность за преступления против евреев в Польше: страна находилась под немецкой оккупацией, и потому все преступления этого периода, в том числе геноцид евреев, связаны исключительно с нацистским террором.

Закон также предусматривает ответственность за использование словосочетания "польские лагеря смерти", подчеркивая, что нацистские концентрационные лагеря, существовавшие во времена Второй мировой войны на территории Польши, были не польскими.

Собственно документ состоит из трех основных частей:

1. Уголовное наказание за отрицание преступлений, совершенных украинскими националистами (бандеровцами) в годы Второй мировой войны.

2. Уголовное наказание за выражение "польские лагеря смерти", которое фактически перекладывает на поляков ответственность за концлагеря.

3. Уголовное наказание за попытки возложить на польскую нацию вину за преступления против еврейского населения Польши.

 

Критика внутри Польши

Закон подвергся критике как на госудраственном уровне, так и среди историков и интелегенции.

Даже глава партии Право и справидливость, которая инициировала закон, Ярослав Качинский долгое время держал дистанцию.

Первое публичное заявление самый влиятельный польский политик сделал через несколько дней после принятия закона. В эфире государственного радио он обвинил иностранные государства, что те хотели запретить Польше "защищать собственное достоинство".

Однако Качиньский подчеркнул, что "были также поляки, которые убивали евреев" и заверил, что Польша не собирается мешать исследовать эти страницы истории.

Позже 10 февраля он заявил, что враги Польши пытаются разжечь антисемитизм среди поляков.

"Мы должны быть жесткими, мы должны защищать правду о том, что происходило в Польше во время Второй мировой войны. Но защита истины всегда должна осуществляться с памятью вечных слов святого Павла - побеждай зло добром", сказал Качиньский.

Бывший лидер либеральной оппозиции Польши, а ныне президент Европейского Совета Дональд Туск, в ироническом твите заявил, что правящая партия наоборот популяризировала термин "польские лагеря", о котором ранее малок кто знал.

А лидер польской оппозиции Схетына призвал президента Польши наложить вето на спорный закон. "Мы теряем хороших друзей, история превращается в средство политической борьбы, антисемитские настроения растут. Мы не должны этого допустить!", - писал он в Twitter.

Историки соглашаются, что термин "польские лагеря смерти" является неверным, поскольку поляки не имели отношения к созданию и управлению нацистскими лагерями.

Однако введение уголовной ответственности историки называют попыткой отбелить действия своих соотечественников, которые индивидуально принимали участие в убийстве евреев во время Второй мировой.

Ученые считают закон абсурдным, поскольку он не сможет скрыть правду о прошлом, однако испортит международную репутацию польского правительства.

Также эксперты считают, что этот закон может положить основу для преследования оппозиции и несогласных с действующими властями, поскольку его формулировка размыта. 

Польское отделение международной правозащитной неправительственной организации ПЕН-клуб, комментируя закон, заявило, что "антинемецкость, антиукраинизм и антисемитизм служат антиеропейскости".

Известные польские деятели культуры усматривают потенциальную опасность "закона о Холокосте" в том, что его нечетко сформулированные параграфы можно будет подвергнуть произвольной трактовке.

В частности, в законе говорится о том, что его требования не распространяются на представителей культуры и науки. "А как обстоит дело с журналистами и учителями?" - задают вопрос польские интеллектуалы.

 

В Украине закон называют антибандеровским

5 февраля депутаты Верховной Рады зарегистрировали проект постановления "Об обращении Верховной рады Украины к президенту, сейму и сенату Республики Польша".

В документе выражается разочарование и глубокая обеспокоенность решением сейма и сената Польши об уголовной ответственности за отрицание преступлений украинских националистов.

"Верховная рада Украины категорически не приемлет и отвергает политику двойных стандартов и навязывание идей коллективной ответственности украинского народа, а также попытки польской стороны приравнять действия всех борцов за независимость Украины к преступлениям двух тоталитарных режимов 20 века - нацистского и коммунистического", - говорится в тексте.

Президент Украины Петр Порошенко отметил, что историческая правда требует "откровенного разговора и диалога, а не запретов".

По мнению Порошенко, оценки, содержащиеся в решении польских законодателей, необъективны и категорически неприемлемы.

"Мы прежде всего помним наши общие победы и против тоталитарных режимов. Ни одно политическое решение не может заменить историческую правду. Принятый законопроект не соответствует провозглашенным принципам стратегического партнерства между Украиной и Польшей. Призываю Польшу к объективности и диалога. Только вместе победим", - звявил президент.

 

Первыми осудили США и Израиль

В Госдепе США раскритиковали решение Дуды подписать спорный закон об Институте национальной памяти.

 

"Мы понимаем, что этот закон будет передан в Конституционный трибунал Польши. Введение этого закона в действие негативно влияет на свободу слова и академические исследования", - говорится в заявлении ведомства.

 

При этом отмечается, что в Америке понимают "болезненность и обманчивость" таких терминов, как "польские лагеря смерти". Однако в Вашингтоне убеждены, что только путем открытых дебатов, исследований и образования можно противодействовать обманчивыми языковым выражениям.

Руководство Израиля усмотрело в польском законе попытку исказить историческую правду. В Тель-Авиве выразили мнение, что "закон о Холокосте" поставит под удар евреев, пострадавших по вине жителей Польши, если они захотят об этом рассказать.

Из-за ситуации вокруг закона израильские власти даже приняли решение отменить визит главы Бюро национальной безопасности Польши Павела Солоха в Израиль, который был запланирован на 2 февраля.

Польские власти не остались в долгу - 6 февраля они отказались принять в Варшаве министра образования Израиля Нафтали Беннета. 

 

Германия берет всю вину на себя

В Европе под письмами протеста подписались все ведущие представители интеллигенции, отмечают обозреватели.

Председатель Евросовета считает решение Варшавы контрпродуктивным. Первый заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс призвал все государства, оккупированные во времена Второй мировой войны национал-социалистами, придерживаться исторических фактов. 

Еще до принятия противоречивого закона министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль подчеркнул историческую вину Германии.

"Нет ни малейшего сомнения в том, кто несет ответственность за лагеря уничтожения, кто эксплуатировал и убивал там миллионы европейских евреев: это были немцы", - заявил глава германского МИД.

Организованные массовые убийства, добавил Габриэль, совершала Германия, и никто другой, так что "отдельные коллаборационисты не меняют этого факта".

По словам немецкого министра, создание лагерей смерти на территории Польши было не случайным, поскольку национал-социалисты хотели "уничтожить польскую культуру так же, как и любое проявление еврейской жизни: три из шести миллионов убитых евреев были жителями Польши". 

После принятия закона немецкий канцлер Ангела Меркель заявила, что Германия несет ответственность за все, что произошло в ходе Холокоста во времена национал-социализма. 

"Это были концлагеря, ответственность за которые несет Германия, эта ответственность сохраняется, и каждое новое правительство Германии будет продолжать эту ответственность нести", - сказала Меркель.