Белое сообщество белых ворон
Friday, 22 January. 2016
Мы обратились к Ирине Яковлевне практикующему психологу
и детскому психиатру с просьбой поделиться своим опытом и
соображениями по вопросу непростых взаимоотношений детей
между собой, в семье, среди родных, среди сверстников в
школе и на улице, тому насколько эти взаимоотношения важны
для ребенка.
Я думаю, что это очень важный вопрос
сегодня: с одной стороны очень часто у родителей
возникает уверенность в том, что взаимоотношения со
сверстниками нужно отсечь, потому что они совсем ничему
хорошему не научат. С другой стороны, попытка заменить
ребенку дворовую жизнь кончается плачевными
результатами, и я вижу примеры этого на диагностических
приемах. Я веду диагностический прием непрерывно, как
минимум раз в неделю, и результаты того, что ребенка
лишили дворовой жизни ужасающие. А ведь в совсем
недавнем прошлом была одна проблема – загнать
ребенка домой на обед, на ужин, или чтоб он делал
уроки. Теперь дети не знают, что такое дворовая жизнь и
дворовые игры. Как детский психолог я Вам скажу честно:
заменить это ничем невозможно.
Сейчас модно говорить о разного рода тренингах общения.
Настоящий тренинг общения, если уж на то пошло, –
это жизнь во дворе. Ребенок попадает в такое количество
разных связей во дворе, что это нельзя создать
искусственно: он то прячется в игре, то водит, он то
командует, то подчиняется, он то в одной команде, то в
другой, то выигрывает, то проигрывает и так далее. Он
учится сложному настоящему общению, не такому как на
тренингах, где даже взрослые люди берутся за руки, как
дети дошкольного возраста, и водят хороводы, и считается,
что они так телесно ощущают друг друга, и учатся общаться!
Это чушь, и чушь совсем небезопасная! Это рассчитано не на
наших людей, я знаю точно.
Надо возвращать детям возможность в свободное время жить
во дворе, играть в казаки-разбойники, в салочки, в русских
и фашистов… Это трусость и эгоизм – не
выпускать ребенка во двор. Ну, поволнуйся за него, ну,
пойми, что это ему необходимо, ну, посмотри лишний раз в
окно, в конце концов, потрать час – посиди с
журналом или книжкой на лавочке и приглядывай одним
глазом. Ну разве можно лишать детей двора, только потому
что самим очень лень выйти и страшно выпустить их одних.
Ведь психика у детей в прискорбном состоянии не только
потому, что они не учатся общаться в разных сложных
системах связи, а потому, что у детей возникают
патологические страхи оттого, что взрослые так нависают
над ними. Они про себя думают: «Какой же опасный,
страшный, гадкий мир, в котором я живу, если меня все
караулят, если меня никуда не выпускают, если за меня так
боятся». Значит, уже закладывается мина, может
произойти аутизация, потому что в таком мире жить не
хочется, от него хочется отгородиться, его надо
возненавидеть, и отсюда возможна ответная агрессия. Как
может нормально сформироваться человек, который не умеет
самостоятельно сделать шагу?! Очень важно уметь
ориентироваться в пространстве, переходить дорогу,
садиться в автобус, купить проездной билет и прочее,
прочее – это важнейшие навыки, без которых человеку
трудно жить. Мы уже имеем множество инфантильных мужчин,
которые в тридцать лет не умеют того, что должен уметь
десятилетний ребенок! Вот подрастут эти дети, находящиеся
в ситуации гиперопеки, которые из-за этого не взрослеют
– разве они захотят иметь детей. Они сами не знают,
как жить, с собой справиться не могут, какая семья, когда
все время хочется быть ребенком!
и детскому психиатру с просьбой поделиться своим опытом и
соображениями по вопросу непростых взаимоотношений детей
между собой, в семье, среди родных, среди сверстников в
школе и на улице, тому насколько эти взаимоотношения важны
для ребенка.
Я думаю, что это очень важный вопрос
сегодня: с одной стороны очень часто у родителей
возникает уверенность в том, что взаимоотношения со
сверстниками нужно отсечь, потому что они совсем ничему
хорошему не научат. С другой стороны, попытка заменить
ребенку дворовую жизнь кончается плачевными
результатами, и я вижу примеры этого на диагностических
приемах. Я веду диагностический прием непрерывно, как
минимум раз в неделю, и результаты того, что ребенка
лишили дворовой жизни ужасающие. А ведь в совсем
недавнем прошлом была одна проблема – загнать
ребенка домой на обед, на ужин, или чтоб он делал
уроки. Теперь дети не знают, что такое дворовая жизнь и
дворовые игры. Как детский психолог я Вам скажу честно:
заменить это ничем невозможно.
Сейчас модно говорить о разного рода тренингах общения.
Настоящий тренинг общения, если уж на то пошло, –
это жизнь во дворе. Ребенок попадает в такое количество
разных связей во дворе, что это нельзя создать
искусственно: он то прячется в игре, то водит, он то
командует, то подчиняется, он то в одной команде, то в
другой, то выигрывает, то проигрывает и так далее. Он
учится сложному настоящему общению, не такому как на
тренингах, где даже взрослые люди берутся за руки, как
дети дошкольного возраста, и водят хороводы, и считается,
что они так телесно ощущают друг друга, и учатся общаться!
Это чушь, и чушь совсем небезопасная! Это рассчитано не на
наших людей, я знаю точно.
Надо возвращать детям возможность в свободное время жить
во дворе, играть в казаки-разбойники, в салочки, в русских
и фашистов… Это трусость и эгоизм – не
выпускать ребенка во двор. Ну, поволнуйся за него, ну,
пойми, что это ему необходимо, ну, посмотри лишний раз в
окно, в конце концов, потрать час – посиди с
журналом или книжкой на лавочке и приглядывай одним
глазом. Ну разве можно лишать детей двора, только потому
что самим очень лень выйти и страшно выпустить их одних.
Ведь психика у детей в прискорбном состоянии не только
потому, что они не учатся общаться в разных сложных
системах связи, а потому, что у детей возникают
патологические страхи оттого, что взрослые так нависают
над ними. Они про себя думают: «Какой же опасный,
страшный, гадкий мир, в котором я живу, если меня все
караулят, если меня никуда не выпускают, если за меня так
боятся». Значит, уже закладывается мина, может
произойти аутизация, потому что в таком мире жить не
хочется, от него хочется отгородиться, его надо
возненавидеть, и отсюда возможна ответная агрессия. Как
может нормально сформироваться человек, который не умеет
самостоятельно сделать шагу?! Очень важно уметь
ориентироваться в пространстве, переходить дорогу,
садиться в автобус, купить проездной билет и прочее,
прочее – это важнейшие навыки, без которых человеку
трудно жить. Мы уже имеем множество инфантильных мужчин,
которые в тридцать лет не умеют того, что должен уметь
десятилетний ребенок! Вот подрастут эти дети, находящиеся
в ситуации гиперопеки, которые из-за этого не взрослеют
– разве они захотят иметь детей. Они сами не знают,
как жить, с собой справиться не могут, какая семья, когда
все время хочется быть ребенком!