Будущее Европы: Польша может стать ядром ЕС наряду с Германией

Monday, 16 November. 2015
Будущее Европы: Польша может стать ядром ЕС наряду с Германией

Фото: Reuters

В будущем к ЕС могут присоединиться не только новые страны, но и выйти из него старые

Майкл Ли, старший аналитик фонда Маршалла в Германии, ответил на вопросы о будущем ЕС.

Материал размещен в №45 журнала Корреспондент от 13 ноября 2015 года.

1. Сейчас перед Европейским Союзом стоят несколько важных вызовов, которые он должен принять в следующие несколько лет. Один из важнейших — возможность дальнейшего расширения. По вашему мнению, какова будет конфигурация ЕС к 2020 году?

— Проблема переформатирования ЕС не укладывается только в процесс расширения. На неё нужно смотреть шире: в союз могут войти новые страны, но некоторые старые могут его и покинуть.

В вопросе расширения все довольно просто. Сегодня в Евросоюзе 27 стран, но уже в июле к ним присоединится Хорватия. Через несколько лет реальным кандидатом на присоединение может стать Исландия. На востоке союз больше всего интересуют Балканы. Надо помнить, что на полуострове живут только 20 млн человек, и это не так много — ЕС сможет без особых трудностей принять их. Брюссель уже начал переговоры с Черногорией и вскоре может начать процесс присоединения Сербии. Поэтому мой прогноз таков: к 2020 году в ЕС будет 31 член, а присоединение других государств, например Турции, маловероятно.

2. Как быть с теми странами, которые могут покинуть Евросоюз?

— Эта проблема намного сложнее. До подписания Лиссабонского договора в 2007 году не существовало правовых норм, по которым та или иная страна могла бы прекратить членство в союзе. Теперь это возможно. И тут сразу вспоминается Великобритания. Я думаю, опасность того, что Лондон покинет ЕС, более велика, чем такая же перспектива для Греции или Португалии. Эти страны не хотят уходить из союза.

3. Вы упомянули, что Великобритания может покинуть ЕС к 2020 году. Как тогда изменится расстановка сил в союзе?

— За последующие семь лет, на мой взгляд, в ЕС образуется новая система ядра и периферии. Например, Франция сейчас активно движется к статусу европейской периферии. Стране сложно проводить реформы в условиях высоких социальных стандартов и с национальным долгом на уровне 90% ВВП. Ещё десятилетие назад Евросоюз строился вокруг сотрудничества Парижа и Берлина, но теперь всё меняется. Также всё дальше на периферию уходит Италия, не выдерживающая конкуренции в условиях экономического кризиса.

В последние годы Польша провела несколько важных реформ и хорошо справляется с кризисом. Она наращивает своё влияние в Европе и мире и к 2020 году может стать второй по значимости страной ЕС

Новое ядро формируется вокруг Германии. Но дело в том, что старые члены ЕС не могут поддержать эту тенденцию. В этом вероятным партнёром Берлина может стать Варшава. В последние годы Польша провела несколько важных реформ и хорошо справляется с кризисом. Она наращивает своё влияние в Европе и мире и к 2020 году может стать второй по значимости страной ЕС, если Британия покинет союз.

4. А как быть с новыми государствами, которые могут образоваться на территории уже существующих членов?

Думаю, вы говорите о Шотландии или Каталонии. Это два очень разных случая. Если Шотландия официально провозгласит независимость, Британия не станет препятствовать этому. И тогда Шотландия точно станет членом ЕС. Думаю, тут вопрос состоит в том, пройдёт ли этот процесс автоматически или будет создана новая процедура для принятия страны.

В вопросе Каталонии всё обстоит по-другому. Официальный Мадрид пока не согласился на предоставление независимости этой провинции. И не признаёт результатов её референдума. Я не говорю о силовых сценариях, но Испания может тормозить признание независимости Каталонии, если это случится. Тогда в Европе может появиться непризнанная страна. Но сомневаюсь, что дойдёт до этого: процесс отделения Каталонии — это скорее эволюция, чем путь к революционным потрясениям.

5. Насколько сейчас популярна идея Единой Европы среди её граждан, особенно на фоне кризиса мигрантов и экономики?

— Многие начали понимать, что ЕС не только государство высоких зарплат и пенсий, но и ответственность - не только за свою страну, но и за весь союз. Тут важно понять, что народы Европы готовы взять на себя такую ответственность. Осознание этого — только вопрос времени.

***

Этот материал опубликован в №45 журнала Корреспондент от 13 ноября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.