Варвары 21 века. Уничтоженные ИГИЛ исторические памятники
Религиозный фанатизм ИГИЛ нанес непоправимый ущерб культурному наследию.
Накануне боевики террористической организации "Исламскоего государства" уничтожили очередной исторический артефакт - Триумфальную арку эпохи Древнего Рима в Сирии.
ИГИЛ взялся за уничтожение культурного наследия в Ираке и Сирии в 2014 году. Основная цель боевиков - места религиозного поклонения. Только в одном иракском Мосуле они уничтожили 28 религиохных зданий, имеющих историческую ценность.
Ценные артефакты ИГИЛ по возможности сбывает на черном рынке для финансирования своей деятельности.
Корреспондент.net решил вспомнить самые значительные и величественные памятники колыбели человечества - Месопотамии, разрушенные боевиками "Исламского государства".
Сирия
Пальмира
20 мая 2015 года боевики ИГИЛ взяли под контроль почти всю территорию Пальмиры. Через месяц они приступили к разрушению культурного наследия: 27 июня снесена статуя "Лев Аллат", 23 августа стало известно, что взорван храм Баалшамина. Боевики также казнили хранителя Пальмиры, известного сирийского археолога 82-летнего Халеда аль-Асаада.
30 августа 2015 года исламисты произвели взрыв храма Бэла, разрушив его. 4 сентября были разрушены три наиболее сохранившиеся погребальные башни, которые были созданы в римский период для богатых семей в Долине гробниц. 5 октября 2015 года боевики террористической организации ИГИЛ взорвали Триумфальную арку эпохи Древнего Рима.
Пальмира - один из богатейших городов поздней античности, расположенный в одном из оазисов Сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом.
Подростки из ИГИЛ казнили 25 солдат в амфитеатре Пальмиры
Согласно Библии и Иосифу Флавию, Пальмира была основана израильским царем Соломоном как передовой оплот против нападений арамейских орд на его владения, простиравшиеся до берегов Евфрата. Здесь была столица государства Пальмирены, управлявшегося собственными государями, сенатом и народным собранием.
Развалины тянутся с юго-востока на северо-запад непрерывным рядом на протяжении приблизительно 3 км, у подножия нескольких холмов, и состоят из остатков сооружений, относящихся к разным эпохам. В позднеантичных развалинах преобладает коринфский ордер.
На восточной оконечности пространства, занимаемого развалинами, высится храм солнца (Ваала-Гелиоса) - величественный периптер длиной в 55 1/3 м, шириной в 29 м, с 8 колоннами в каждом коротком фасе и с 16 колоннами в длинном. Внутренность храма представляет собой обширное помещение, со сводом, разбитым на кассетоны, с роскошной, вполне сохранившейся лепной орнаментацией фризов и стен, состоящей из листьев и плодов[3].
Напротив северо-западного угла храма находились входные ворота, похожие на триумфальную арку Константина в Риме. От них через весь город, на протяжении 1135 м, тянулась дорога, обставленная четырьмя рядами колонн, на архитраве которых помещались другие, меньшие колонны.
Вся почва бывшего города покрыта обломками капителей, антаблементов, скульптурных фризов и иных архитектурных фрагментов, среди которых, на запад от храма Солнца, видны остатки других храмов, дворцов, колоннад, алтарей, акведуков, а за развалившейся городской стеной, составлявшей сооружение времён Юстиниана, лежит в небольшой долине некрополь с многочисленными погребальными пещерами и шестьюдесятью фамильными усыпальницами, сложенными в виде башен из огромных тёсаных камней. На вершине одного из соседних холмов высится замок позднейшей арабской постройки.
Ирак
Нимруд
5 марта 2015 года боевики ИГИЛ уничтожили руины древнего города с помощью тяжелой техники. Уничтоженным артефактам было более двух тысяч лет и они утеряны безвозвратно.
Город был основан в 13 веке до н. э. Салманасаром I и спустя четыреста лет во время царствования Ашшур-нацир-апала II стал столицей Ассирии. В 612 году до н. э. был разрушен мидийцами и халдеями.
Название города связывает его с библейским царем Нимродом, внуком Хама. Но это имя город получил от европейских археологов в 19. До этого его называли Калах или Кальху. Согласно легенде, один работник нашел статую полубыка-получеловека и счел ее за Нимрода, основателя города.
При раскопках нашли остатки большого дворца и крепостных сооружений, многочисленные рельефы из алебастра и резные фигурки из слоновой кости, а также Черный обелиск и статуи.
Во время раскопок в храме Набу, были обнаружены глиняные плиты с клинописью, содержащие клятвы вассалов и ассирийских сановников, датируемые 672 годом до н. э. Эти записи послужили важным пособием для изучения ассирийского права и религии.
В четырех царских захоронениях неподалеку от Нимруда был обнаружен набор ювелирных изделий, датированных концом X века до н. э. В его состав входят золотые серьги, кольца, ожерелья, тарелки, кубки и кувшины, украшенные филигранью и полудрагоценными камнями.
Хатра
7 марта 2015 года руины города были уничтожены "Исламским государством". Благодаря своей исторической ценности Хатра, сочетающая в себе эллинистическую и древнеримскую архитектуру с арабским декором, была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Город был основан до нашей эры, а его расцвет пришелся на 1-2 века. Предположительно, город Хатра был образован в 3 веке до нашей эры в составе государства Селевкидов. В следующем столетии, уже будучи столицей полуавтономного арабского государства в составе Парфянского царства, Хатра достигла пика своего развития за счет расположения на перекрестке важных торговых путей.
В центре города находился дворцово-храмовый комплекс площадью около 30 тысяч квадтратных метров. Из-за своего транзитного расположения город включал в себя религиозные сооружения разных верований.
Здесь были храмы в честь греческого Гермеса, шумерского божества Нергала, арамейской Атаргатис, арабской Аллат, ассирийского бога солнца Шамаша и других верховных сущностей из разных пантеонов. Это позволило городу стать важным религиозным центром, так что одно время его даже называли Домом Бога.
Город был очень хорошо укреплен и выдержал осаду римских войск в 116 и 198 годах. Однако в 241 году Хатра пала в результате осады, устроенной персидским правителем Шапуром I из династии Сасанидов. Вскоре город был разрушен.
Дур-Шаррукин
8 марта 2015 года боевики "Исламского государства" частично разграбили, частично уничтожили руины города.
Дур-Шаррукин был столицей Ассирии в последние годы правления Саргона II. Город строился по его проекту в период с 713 по 707 годы до н. э.
Саргон II был царем Ассирии в 722-705 годы до н. э. В 717 году он приказывает начать строительство новой резиденции для него в месте слияния рек Тигр и Большой Заб. В окрестностях города были посажены сады оливкового дерева с целью увеличения производства масла.
Дур-Шаррукин был прямоугольной планировки. Массивные стены города охранялись 157 сторожевыми башнями. Внутрь города вели семь ворот с разных концов. В центре находился царский дворец, рядом - храмы, посвященные таким богам, как Набу, Шамаш, Син, и более мелкие - Ададу, Нингалу, Нинурте.
Город украшали рельефные стены и различные скульптуры. В частности ворота "сторожили" крылатые быки шеду, вес которых доходит до 40 тонн.
Мосул
В начале июня 2014 года город, как и некоторые другие города северного Ирака, был захвачен боевиками из группировки "Исламского государства".
Боевики захватили музей города (второй по велечине в Ираке) и заявили, что содержищиеся в коллекции скульптуры нарушают законы шариата и должны быть уничтожены.
В мае 2015 года формирования ИГИЛ подорвали историческую мечеть Марям хатун 1821 года постройки на западе иракского города Мосул. Ранее боевики взорвали в Мосуле мечеть «Султана Ваиса» (построена в 1838 году), историческую мечеть ХIХ века "аль-Хадра» и мечеть, построенную во время Праведного халифа Умара и названная в его честь.
При захвате городов боевики заставляют удалять из всех мечетей витражи, панно и фрески, зачастую имеющие художественную и историческую ценность, утверждая, что они противоречат нормам ислама. Если имамы оказывают сопротивление, то их сажают за решётку или даже казнят.
26 февраля 2015 года, на следующей день после сожжения книг из библиотек Мосула, боевики выпустили видео, в котором было показано уничтожение экспонатов музея и разрушение места археологических раскопок руин древнего города Нимруда. По их мнению, данные объекты способствуют идолопоклонству.