Пять вопросов о Генассамблее ООН Леониду Кожаре
Фото: Корреспондент.net
Дипломат поделился впечатлениями от встречи в ООН
Экс-министр иностранных дел Украины Леонид Кожара ответил на вопросы журнала "Корреспондент".
Материал размещен в №39 издания от 2 октября 2015 года.
1. Судя по прошедшей Генассамблее, сирийская тематика отодвинула украинский вопрос на второй план.
— С точки зрения ЕС, с точки зрения региона арабского мира, Ближний Восток, Центральная Азия — проблема гораздо большего масштаба, чем Украина. Плюс она вызвала гуманитарную катастрофу. Поэтому да, сирийская тема затмила украинскую. К тому же давайте говорить честно. Когда мы были на первом плане?
2. О чём свидетельствует первая с 2007 года встреча Владимира Путина и Барака Обамы?
— В отношениях двух лидеров была пауза. Двух лидеров, которые таких пауз себе позволять не могут. А почему всё-таки состоялась? Международных проблем стало больше. Беженцы, обострение ситуации в Сирии… Есть незаконченные темы — та же Украина. Плюс, я думаю, что на каком-то этапе состоялись важные договорённости по Ирану. Считаю, что это была встреча исключительно важная и в ближайшее время мы увидим её результаты. По Сирии, Ирану, мне кажется, будут заметные действия. И третий момент. По Украине. Всё будет зависеть как раз от договорённостей по первым двум проблемам.
3. Что означает речь Путина для Украины? Он готов отказаться от проекта “Новороссия”? Например, переключившись на проект “Новосирия”?
— В отношении Украины Москва довольно последовательна. Она отрицает любое утверждение об агрессии против Украины, настаивает на том, что доказательств присутствия регулярной российской армии на Донбассе нет. Также Путин указал на гуманитарную катастрофу, на необходимость выполнения минских соглашений — Москва считает, что Киев также выполняет их не в полной мере. Но в геополитическом плане гораздо важнее проблема Сирии. Она может стать той искрой, которая вовлечёт весь мир в конфликт. РФ, которая в 2013 году одержала дипломатическую победу по сирийскому вопросу, конечно, эту инициативу отдавать не хочет. У России на сегодняшний день, если брать вопросы международного участия, самое большое присутствие в Сирии. И Путин в своём выступлении призвал присоединяться к усилиям Москвы по урегулированию там кризиса.
4. А речь Обамы? У Киева появился повод для радости?
— В части, касающейся Украины, выступление было противоречивым. Главная цель выступления для меня не раскрыта. Единственное — подтверждено намерение продолжать санкции. России показали: посмотрите, у нас есть рычаг воздействия. Впервые за 25 лет у американцев в руках такой молоток, как экономические санкции. Молоток, который больно бьёт по интересам России. Поэтому американцы ожидают более уступчивой позиции со стороны РФ. И по вопросам Сирии, и в особенности по вопросам Ирана.
5. Показала ли Генассамблея, что Запад намерен торговаться с РФ по поводу Сирии и Украины?
— Основная работа, конечно, ведётся не на Генассамблее. Главное — это кулуарная работа. У Президента Порошенко были важные встречи. И будем надеяться, что он своих целей достиг.
***
Этот материал опубликован в №3-4 журнала Корреспондент от 30 января 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.