Мнение: Два возможных выхода из миграционного кризиса в ЕС

Wednesday, 16 September. 2015
Мнение: Два возможных выхода из миграционного кризиса в ЕС

Фото: theguardian.com

В ЕС есть два выхода в вопросе мигрантов - или депортировать, или предоставлять убежище всем его просителям

Кризис с беженцами в ЕС поссорил между собой страны союза и даже может развалить его.

Никто уже не сомневается, что мир заполонили толпы беженцев. В газетах постоянно мелькают заголовки о том, что Европа и мир переживают самый большой кризис миграции со времён Второй мировой войны. И действительно, по словам Дмитриуса Авранополуса, комиссара Евросоюза по делам миграции, в прошлом году более 59 млн человек были беженцами или имели статус перемещённых лиц, пишет Джейн Макадам, профессор Australian Research Council Future Fellow, в колонке, опубликованной в №36 журнала Корреспондент от 11 сентября 2015 года.

Конечно, арабская весна, породившая массовые протесты и войны на Ближнем Востоке, сдвинула с места миллионы людей. И все они начали искать лучшую судьбу на территориях более стабильных. Но крики Европы о масштабном кризисе, по моему мнению, сильно преувеличенны.

Во-первых, после Второй мировой на континенте без дома остались более 50 млн человек. Но тогда эту проблему решили. Скажу больше, в Италии свыше трети граждан поменяли своё место жительства за последние 40 лет. Понятно, что люди постоянно искали лучшие условия для жизни и бежали от войны – в этом  не было ничего нового.

Во-вторых, большинство беженцев из Сирии и Ирака оседают в соседних странах. Их принимают Турция, Иордания и Иран. Поэтому сейчас курортные города Турции постепенно превращаются в криминогенные зоны, и правительство страны уже признало эту проблему. А население Иордании всё больше размывается из-за массовых лагерей беженцев.

Интересно, что богатые арабские страны не спешат принимать у себя единоверцев. Эти государства не торопятся давать своё гражданство переселенцам и вообще стараются не пускать мигрантов на свою территорию. У них уже был прецедент с палестинскими беженцами.

Тогда, после войны 1968 года, от израильских солдат бежали сотни палестинцев, и Саудовская Аравия приняла их. Вместе с беженцами в страну проникли и активисты исламистских движений, и она на долгие годы стала базой для радикальных организаций. Теперь в Эр-Рияде не хотят подобных проблем.

Европа также заняла намного более жёсткую позицию относительно беженцев. Если раньше страны готовы были принимать мигрантов, то теперь значительная часть северных членов ЕС думают о том, как бы установить фильтрационные границы.

Но главная проблема тут в отсутствии единой политики. Пока Германия готова принимать беженцев, в Великобритании называют политику расселения мигрантов глупостью. А в Восточной Европе вообще хотят строить специальные стены, чтобы отгородиться от государств, не входящих в союз. Поэтому и возник конфликт в Венгрии. Будапешт намерен проводить собственную политику в вопросах миграции и не хочет обращать внимания на предписания из Брюсселя.

Сейчас ЕС не столько оказался в кризисе мигрантов, сколько переживает конфликт демократических ценностей с действительностью

Сейчас ЕС не столько оказался в кризисе мигрантов, сколько переживает конфликт демократических ценностей с действительностью. Много лет в Европе говорили, что права человека и демократия очень важны, но когда ситуация начала выходить из-под контроля, страны утратили единую позицию и начали говорить о создании внутренних границ и отмене Шенгенского соглашения. Если это случится, Евросоюз окажется на грани распада.

Из этого кризиса, по сути, есть два выхода. Первый – отправлять всех мигрантов обратно на родину невзирая на последствия. Конечно, тогда нужно будет забыть о демократии и говорить о выживании союза и о том, что с беженцами в ЕС могут просочиться радикальные террористы. Второй – предоставлять убежище всем, кто его попросит. В демографическом плане это не такой большой удар по 500-миллионному населению ЕС. Главное выработать единую позицию по этому вопросу, чтобы страны согласились на любой подход и не пытались самостоятельно решить проблему.

В противном случае проблема будет усугубляться, и никто не сможет решить её за европейских политиков. А решения нужно будет принимать непростые. Главное начать реагировать на мир, который начал глобальное движение.

***

Этот материал опубликован в №36 журнала Корреспондент от 11 сентября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.