Обзор зарубежных СМИ: чего ожидать от саммита Восточного партнерства

Thursday, 21 May. 2015

Саммит в Риге, украинские проблемы с реформами и нелюбовь к россиянам на Евровидение в дайджесте иностранной прессы.

Европейский союз подстраивается под Россию - IR

Европейский союз приближался к саммиту Восточного партнерства, который в эти дни проходит в Риге, как к взрывоопасному предмету, — без шума и резких движений. Как бы что-нибудь не взлетело на воздух после этой встречи глав правительств ЕС и шести государств «Восточного партнерства» — Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдовы и Украины.

Осторожность стран ЕС не удивляет. Прежний саммит Восточного партнерства состоялся в Вильнюсе в ноябре 2013 года и стал словно детонатором украинской войны, которая подорвала основы прежнего понимания архитектуры европейской безопасности.

Оказалось, что самая большая страна на востоке Европы — Россия — готова направить тысячи вооруженных танками и пушками солдат на борьбу, на которую ЕС отряжает несколько дюжин одетых в костюмы технократов.

После вспышки мессианской идеи о воссоединении «русского мира» на просторах Евразии и восторга масс от возможности ликовать: «Крым наш!» трудно вспомнить, что фактически эту войну спровоцировало решение бывшего президента Украины Виктора Януковича предать на Вильнюсском саммите надежды большой части жителей своей страны и отказаться подписать договор об ассоциации с ЕС.

Несомненно, в расчетах Януковича важную роль сыграло активное противодействие России заключению такого договора, который Кремль после изначального периода равнодушия стал рассматривать как составную часть заговора Запада с тем, чтобы выманить Украину из сферы влияния Москвы.

Уступка Януковича вызвала массовые протесты в центре Киева, которые демонстранты назвали Евромайданом. Над головами протестующих наряду с украинским флагом развевался синий с золотыми звездами флаг ЕС. Янукович был свергнут, Путин пришел в ярость, и уже более года на востоке Украины гремят пушки.

Сомнительно, что такое развитие событий имела в виду какая-либо из вовлеченных сторон 29 ноября 2013 года в Вильнюсе, когда разочарованная отказом Киева подписать договор с ЕС канцлер Германии Ангела Меркель сказала Януковичу: «Мы ожидали большего».

Сейчас демонстрация Путиным силы на Украине заставила многих представителей ЕС ехать в Ригу с более или менее открытой позицией: от этого саммита «мы ожидаем меньшего».

Теперь будет «дифференцированный подход» в каждой из шести стран-участниц программы, который легко позволит приспособить политику ЕС под уровень противодействия России, и который дает Брюсселю возможность умыть руки в невинности, если какая-либо из стран партнерства все больше отдаляется от западных стандартов.

Кремль выкрутил руки Армении и вынудил ее еще в сентябре 2013 года отказаться от договора об ассоциации? Ничего, заключим с армянами какое-то другое менее раздражающее Москву соглашение. Диктатор Азербайджана Алиев бросает журналистов в тюрьмы друг за другом и издевается над правами человека? Будем радоваться сотрудничеству с ним в сфере энергетики. И о белорусском диктаторе не станем говорить ничего плохого, потому что, в конце концов, вообще неизвестно, что против него можно предпринять.

А безвизовый режим с Грузией и Украиной в Риге не утвердим, потому что — кто знает — возможно, и это вызовет небольшое раздражение России. Вернемся к этому вопросу в конце нынешнего года, если не возникнут (или не будут созданы) какие-то проблемы. В свою очередь, Молдове, которая и подписала договор об ассоциации, и получила безвизовый режим, нечего конкретного не пообещаем.

Во всяком случае, ни одной из стран не будет сказано, что при выполнении определенных требований она сможет вступить в ЕС. В отличие от Латвии и других «новых членов» ЕС, государствам-участникам «Восточного партнерства» предлагаются не ясная цель и четкие критерии, а только более или менее дружеские отношения и ни о чем не говорящее «поживем — увидим».

В Украине нет условий для реформ - Die Presse

Важной предпосылкой для экономического подъема в стране, находящейся в стадии трансформации, являются "кардинальные реформы политической и правовой систем, госучреждений и юстиции", пишет бывший федеральный канцлер Австрии Вольфганг Шюссель.

Именно благодаря им Польша, находившаяся после развала Советского Союза примерно на одном экономическом уровне с Украиной (кстати, потенциально более богатой из-за мощной промышленности, плодородных почв и благоприятного климата), за 25 лет превратилась в динамично развивающуюся экономику. Украина же пребывает "отсталой".

Однако в настоящее время у Украины отсутствуют социальные и политические условия для проведения подобных реформ

В своих рассуждениях экс-канцлер основывается на результатах исследования Венского института международных экономических исследований WIIW, сделанного по заказу United Europe. Все попытки провести реформы, пока на востоке Украины будет продолжаться конфликт, высасывающий страны все силы, будут безуспешными.

Без преодоления раскола Украины не будет экономического подъема, поскольку ее индустриальная база находится в восточных областях, которые, в свою очередь, почти полностью зависят от экспорта в Россию и постсоветские страны.

Два направления интеграции не должны быть взаимоисключающими. Поскольку ряд важных для Украины экспортных товаров зависят от российского рынка, а Россия является главным торговым партнером Украины, жизненно важной потребностью страны является восстановление ее связей с Евразийским экономическим союзом.

Украина не сможет пережить полную потерю своих рынков сбыта на Востоке

Еще одна причина нынешних бед в Украине это переплетение политики и интересов бизнеса.

Всем известно, что Украина находится в заложниках у олигархов. И пока украинское правительство будет представлять олигархические интересы, шансов на проведение реформ будет мало.

Поэтому Евросоюз должен поставить свою помощь Украине в зависимость от желания политической элиты разорвать связь между политикой и бизнесом.

Евровидение: Россия против остальной Европы – The Washington Post

В любой другой год, на любом другом международном песенном конкурсе Полина Гагарина и ее жизнеутверждающая баллада A Million Voices могли бы быть несомненными фаворитами.

Но в 2015 году есть что-то в песне представительницы России на "Евровидении", со словами о том, чтобы начать все сначала и взяться за руки в мире и согласии, что встает поперек горла европейцам, которые уже год наблюдают, как поддерживаемые Россией сепаратисты сражаются с правительственными войсками за контроль над Восточной Украиной.

И, когда санкции и дипломатия не помогают, Европа может с уверенностью свести политические счеты на арене ежегодного песенного конкурса.

Гагарина едва пропела первые строки своей песни, как некоторые зрители подняли радужные флаги в знак протеста против политики России в отношении геев.

Критика украинской политики России также доминировала в Twitter во время ее выступления.

"Это называется "Миллион голосов" (A Million Voices). Никто не упомянул подзаголовок - "Задавленных нашими танками", - написал в Twitter один из пользователей.

В общем и целом, протесты против российской политики были гораздо более умеренными на конкурсе "Евровидение" в этом году по сравнению с прошлым годом, когда толпа открыто освистала исполнителей из России.

В прошлом году Украина добралась до финиша шестой, опередив ставшую седьмой Россию. Этого не произойдет в этом году, так как Украина не отправила на конкурс свою команду, как отметил один репортер, по очевидным причинам.

"В то время, когда звучит #RUS песня, как раз стоит упомянуть, что Украина не участвует в #Eurovision 2015, потому что она слишком занята - захватчиками. Приоритеты и т.п.", - написал он у себя в Twitter.

Но при всем антироссийском сарказме отзывы о самой Гагариной были в основном позитивными. Так сможет ли Россия претендовать на победу в субботу? В любом случае неприятные эмоции не стоит длить - это всего лишь песенный конкурс.