Россиянин подал в суд на Google

Monday, 16 February. 2015

Уральский преподаватель-юрист Антон Бурков подал в суд на корпорацию Google, обвиняя ее в нарушении тайны переписки. Первое заседание состоится 2 марта в Замоскворецком суде Москвы.

При этом в понедельник российское представительство интернет-гиганта переадресовало претензии заведующего кафедрой Европейского права и сравнительного правоведения Гуманитарного университета в Екатеринбурге к головному офису в США.

"Российская компания Google не представляет сервис Gmail, надлежащим ответчиком является компания Google Inc. в США", - сообщают представители компании журналистам.

Перспектив мало

Желание обратиться в суд назрело, когда Бурков проанализировал контекстную рекламу, всплывавшую в ходе его переписки о предстоящей поездке в ЕСПЧ.

"В какой-то момент замечаешь что-то странное в посте, а времени нет проанализировать. Потом я начал догадываться, что это непростая реклама полностью соответствует моим письмам. Окончательный вывод я сделал, когда увидел, что в переписке о поездке в Европейский суд по правам человека стала появляться реклама отелей и билетов в Страсбург", - развернул мысль правовед, требующий компенсацию в размере 50 тысяч рублей (802,6 доллара по нынешнему курсу).

  (Фото: АР)

Директор по внешним коммуникациям Rambler Матвей Алексеев полагает, что Бурков поставил перед собой нереалистичную задачу.

"В данном случае у нас действует договор-оферта, который подписывает пользователь, прежде чем регистрировать свой аккаунт, в котором четко сказано, что сервис имеет право использовать определенные данные, указанные при регистрации, в целях рекламы. Здесь нет никакого ущемления и никакой тайны переписки, поскольку используются исключительно поисковые запросы", - отметил Алексеев в беседе с Русской службой Би-би-си.

На данный момент в "Политике конфиденциальности" Gmail сказано следующее: "Наши системы автоматически анализируют ваш контент (в т. ч. электронные письма), чтобы предоставлять функции, полезные вам".

По словам Алексеева, такая ситуация в правовом поле не изменится и после 1 сентября, когда вступят в силу поправки к закону о персональных данных, вводящие требование хранить собираемые иностранными сервисами данные о россиянах на серверах, расположенных в России.

"В РФ, как и в других странах, действует закон "О рекламе", в котором четко сказано, какой продукт запрещен к рекламе в том или ином виде, например: "18+", "12+" и иже с ними. Переезд серверов касается исключительно персональных данных, которые позволяют верифицировать пользователя. В данном случае, поисковые запросы, которые человек вводит, не относятся к категории персональных данных", - добавил Алексеев.

 (Фото: АР)

Личное пространство под ударом?

Вопросом о том, какую информацию собирает Google о своих пользователях, интересовался бывший глава комиссии по информационной политике Совета Федерации Руслан Гаттаров. В июле 2013 года он заподозрил Google в несоблюдении закона о персональных данных, однако заявление сенатора не дошло до суда.

Борьба со сбором персональных данных является горячей темой не только в России.

Google и социальные сети запоминают "клики" пользователя, чтобы затем предложить ему из контекста то, что ему "может понравиться".

Например, с 2012 года данные, полученные любым из сервисов корпорации, могли быть переданы другим платформам интернет-гиганта, включая YouTube, Gmail и Blogger.

Это решение не впечатлило надзорные органы ЕС, которые потребовали объяснить, какую именно информацию компания собирает и с какой целью.

В Британии уже год идет процесс против Google, в котором истцы - издатель и представители службы кибербезопасности одной из IT-компаний - требуют компенсации морального ущерба за сбор информации о них браузером Safari.

В мае 2014 года корпорация согласилась пересмотреть соглашение конфиденциальности в рамках иска шести американских пользователей Gmail, претензии которых к компании были аналогичными заявлениям Буркова.

Источник: Русская служба Би-би-си