Пресса США: Запад "пустозвонит" и проигрывает

Sunday, 8 February. 2015

Последние дипломатические инициативы Запада в связи с украинским кризисом не произвели на американские СМИ впечатления.

Статья обозревателя журнала Forbes Пола Родерика Грегори озаглавлена "Керри выступает в Киеве с пустозвонной речью, а Путин между тем поставляет танки, ракеты и военнослужащих".

Как пишет автор, эта речь "должна была поднять настроение в Кремле". "Украина ожидала услышать, что США, наконец, сделают что-то реальное и пришлют оборонительное оружие для отражения возглавляемого Россией натиска", - продолжает он.

"Вместо осмысленных заверений на этот счет они услышали стандартные банальности администрации Обамы", - пишет Грегори и цитирует киевскую речь госссекретаря: "Конкретно я здесь для того, чтобы заверить вас в поддержке, дружбе и расположении президента США, нашей администрации и, что важнее всего, американского народа".

"Это не то, что Киев мог бы положить на сковородку" - иронически замечает автор.

Как он понял, "Керри настаивает, что российская война в Украине должна быть прекращена дипломатическим путем. Россия должна согласиться "отвести назад тяжелые вооружения... вывести с Украины иностранные войска и тяжелую технику... закрыть границу для переброски снаряжения и танков... уважать суверенитет Украины...".

Военный пат

С точки зрения Путина, замечает Грегори, Керри ждет милостей от природы, которых он не дождется.

Госсекретарь США отметил в своей киевской речи, что "мы не можем закрывать глаза на танки, которые пересекают российскую границу и устремляются в Украину. Мы не можем закрывать глаза на российских солдат в форме без знаков различия, которые пересекают границу...".

Джон Керри и Петр ПорошенкоНекоторые аналитики советуют Вашингтону перестать выражать Киеву символическую поддержку и переходить к конкретным действиям

"Если США теперь держат глаза открытыми, - замечает Грегори, - то Украина может спросить: "Ну, и что же вы по этому поводу сделаете?".

По словам обозревателя, сдается, что ничего.

"Администрация Обамы, похоже, возлагает надежды на мирном урегулировании, которого Россия не желает, - пишет он. – Путин либо полностью его отвергнет, либо подмахнет и потом нарушит. Я подозреваю, что Обама предпочитает второе, ибо это позволит ему избежать трудных решений".

"Американское бездействие, очевидно, основывается на убеждении, что российская армия сильнее украинской (даже с американским оружием), что Россия ответит дальнейшей эскалацией и что Украина ни в каком смысле не "победит" Россию, - пишет автор. – Но дипломатического решения, которого жаждут Европа и США, не существует".

Как и ряд других американских комментаторов, Грегори цитирует статью англичанина Тимоти Эша из лондонского банка Standard, который доказывает, что вывод российской техники с юго-восточной Украины и прекращение помощи сепаратистам означал бы крушение путинского режима в его нынешней форме. Но если Киев примет российские условия и согласится на федерализацию Украины и предоставление сепаратистам права вето на ее сближение с НАТО или с ЕС, то это означало бы конец киевского правительства и надежд на то, что Украина будет унитарным государством.

Единственный выход, по словам Эша, - это если Украина не победит Россию, но создаст ситуацию военного пата. "Но, - оговаривается он, - в этой войне Давида с Голиафом пата не может быть без реальной военной помощи со стороны США".

"Мой совет администрации Обамы, - заключает Грегори. – Больше никаких визитов американских представителей в Киев до тех пор, пока вы не решите сделать что-то конкретное помимо разговоров о военной помощи, которая вот-вот поступит после дождичка в четверг. Украинцам нужно перефразировать речь президента Петро Порошенко в конгрессе, чтобы вместо "мы не можем выиграть войну одеялами" в ней звучало "мы не можем выиграть войну пустозвонством".

"Хороший и плохой следователь"

Джеффри Смит одновременно напечатал в журнале Fortune статью под заголовком "Путин на грани победы в Украине?".

"Украина проигрывает войну и разваливается экономически, - начинает автор, - а Запад, судя по отчаянной франко-германской мирной инициативе, еще более расколот в этом вопросе, чем всегда".

По словам Смита, оптимисты посчитают это очередным образчиком тактики "хорошего и плохого следователя", которую ЕС и США иногда пытались применить для того, чтобы обуздать амбиции российского президента Владимира Путина в Украине.

Подбитый танк и разрушенное здание в Донецкой областиРазрушения в Донбассе сильно бьют по и так ослабленной экономике Украины

Но в действительности, по его словам, все обстоит гораздо хуже. Ангела Меркель и Франсуа Олланд ехали в Москву с очень слабыми картами.

"Единственным, что разваливается быстрее, чем линия фронта на Востоке Украины, является ее экономика, и главные европейские державы не торопятся подпереть ни ту, ни другую.

Ни Германия, ни Франция не хотят слать Украине оружие, чтобы она могла себя защитить, и ни та, ни другая не хочет слать деньги для того, чтобы подпереть правительство, которое после прихода к власти в прошлом году сделало очень мало для борьбы с хронической коррупцией", - отмечает Смит.

Это значит, что единственным способом повлиять на Россию и заставить ее прекратить поддержку сепаратистской войны остается угроза дальнейших санкций, замечает автор.

Разногласия

Проблема в том, что эту тактику осложняют разногласия в рядах ЕС. Слитые в прессу документы свидетельствуют о том, что следующий раунд "ограничительных мер", планируемый Евросоюзом, всего-навсего добавит к санкционному списку несколько чиновников среднего звена и ряд государственных компаний. Этим ограничится ответ ЕС на массированное наступление, которое началось с артиллерийского обстрела Мариуполя.

По словам автора, хотя американские дипломаты говорят, что Меркель и Олланд ездили в Москву с благословения Вашингтона, разница в их подходах очевидна. И контролируемый республиканцами конгресс, и назначенный Обамой новый шеф Пентагона Эштон Картер гораздо больше склонны снабжать Киев оружием, чтобы повысить цену, которую платит Москва за помощь сепаратистам.

Будучи в Киеве, госсекретарь Керри высказался в таком же духе, хотя и гораздо менее определенно, чем хотелось бы хозяевам. Меркель же, с другой стороны, в четверг снова заявила Порошенко в Киеве, что она категорически против "военной эскалации".

Ангела Меркель, Владимир Путин и Франсуа Олланд в КремлеВстреча Меркель, Путина и Олланда результатов не принесла, приходит к выводу агентство Bloomberg

Между тем, замечает Смит, в тот же день гривна потеряла почти половину своей стоимости, после того как центральный банк Украины, почти истощивший свои инвалютные резервы, был вынужден прекратить поддержку национальной валюты. В результате потери Крыма и разрушений в Донбассе, где находятся много промышленных предприятий, объем экономики Украины сократился в прошлом году на 6,7%.

В этом, как считают, он сократится еще на 4%. По выкладкам МВФ, чтобы избежать банкротства, Украине потребуются по крайней мере 15 млрд долларов, замечает автор статьи в Fortune.

У России, с другой стороны, дела, похоже, идут на лад, пишет Смит. Ее экономика и финансовые рынки почувствовали, что худшее, может быть, уже позади. Их окрылило повышение цен на нефть и энтузиазм, с которым иностранные инвесторы встретили в начале недели выброс на рынок акций супермаркетов "Магнит" на сумму 150 млн долларов.

Правда, уровень инфляции в России достиг в январе 15,9%, замечает автор, но это, кажется, не уронило путинского рейтинга.

"Прорыва не было"

"Все стороны объяты пессимизмом, - писало агенство Bloomberg накануне визита Меркель и Олланда в Москву. - Меркель видит мало шансов переубедить Путина. Деятели администрации Обамы говорят, что помешать пророссийским сепаратистам захватить еще большую территорию практически невозможно. А в Москве политики все больше склоняются к мнению, что разоренные войной Донецк и Луганск в конечном итоге отделятся от Украины".

"Саммит по Украине закончился неудачей", - резюмировало агентство в субботу.

"Прорыва не было, - сказал ему Йорг Форбриг из берлинского Фонда Маршалла. – Украина не может выполнить требования Путина. После провала этих переговоров военная помощь Украине делается более вероятной, как и то, что мятежники перейдут сейчас в наступление".