Для чего ЕС создает Энергетический союз
В новом составе Европейской комиссии (ЕК), приступившем к работе 1 ноября 2014 года, имеется не только комиссар (министр) по вопросам климата и энергетики - испанец Мигель Ариас Каньете. Словак Марош Шефчович занимает в исполнительном органе Евросоюза должность заместителя председателя по вопросам Энергетического союза.
Раньше подобной должности не было. Ее появление говорит о том, что создание такого союза станет одной из важнейших задач нового правительства ЕС, которому предстоит работать пять лет. 25 февраля Шефчович и Каньете совместно изложили в Брюсселе свои представления о том, каким должен стать общеевропейский рынок энергии и энергоносителей.
Национальная обособленность энергетических сетей
Единый рынок товаров, услуг и рабочей силы в Евросоюзе создан и действует. А вот в области энергетики по-прежнему царит раздробленность: каждая из 28 стран ЕС проводит в этой сфере свою собственную политику. Более того, эта раздробленность в последние годы даже усилилась, поскольку Германия, к примеру, форсировано развивает возобновляемую энергетику и сворачивает атомную энергетику, а Франция продолжает делать ставку на АЭС.
И все же ключевая проблема состоит в национальной обособленности энергетических сетей, будь то линии электропередачи или газопроводы. К тому же правительства или компании каждой страны, импортируя энергоносители, самостоятельно договариваются с продавцами, и это ослабляет их переговорные позиции.
Если бы государства ЕС выступали совместно, это позволило бы снизить закупочные цены и повысить эффективность энергоснабжения. По словам Мигеля Ариаса Каньете, "Европа ежегодно теряет до 40 миллиардов евро на том, что не обладает переплетенными друг с другом рынками".
Задача снижения зависимости от российского газа
Национальная обособленность энергетических рынков оборачивается не только дороговизной и низкой эффективностью, но и высокой степенью зависимости от определенных поставщиков. Тут речь идет, прежде всего, о России, которая является для ЕС крупнейшим поставщиком и газа, и нефти, и угля. Так, на нее приходится примерно треть потребляемого в Евросоюзе природного газа.
Поэтому любые перебои в поставках из России, какими бы причинами они ни были вызваны, угрожают энергетической безопасности всего ЕС и особенно таких стран, как Финляндия, Эстония или Болгария, которые фактически полностью зависят от российского газа. Подобную зависимость, считают в Брюсселе, необходимо во что бы то ни стало снизить.
В представленном Марошом Шефчовичем и Мигелем Ариасом Каньете плане ставка делается в первую очередь на диверсификацию поставщиков газа и на соединение национальных газотранспортных систем между собой. Это позволило бы при необходимости перебрасывать нужные объемы голубого топлива внутри единого рынка.
ЕК ставит задачу расширить или наладить импорт природного газа из Норвегии, Алжира, США, Азербайджана, Туркмении, в перспективе - из Ирака и Ирана. Предусмотрено увеличение доли сжиженного газа, поставляемого в Европу по морю. Разрабатывается концепция совместной системы закупки голубого топлива.
Резкое увеличение межграничного обмена электроэнергией
12 членов ЕС, отмечается в документе, особенно плохо соединены со своими соседями - не только газопроводами, но и линиями электропередачи. Наряду с островными государствами - Великобританией, Ирландией, Мальтой и Кипром - это страны Балтии, а также Испания и Португалия.
В области электроэнергетики ЕК стремится довести долю межграничного обмена электричеством до 10 процентов от объемов его производства. Такая задача выглядит не очень амбициозной, но в нынешних условиях означала бы значительный прогресс.
Возможность оперативно перебрасывать излишки электричества с одного национального рынка на другой особенно важна в условиях развития возобновляемой энергетики. Необходимо создать условия, при которых солнечная энергия могла бы поступать с юга на север, а ветряная, наоборот, с севера на юг.
К атомной энергетике ЕК относится нейтрально. В Брюсселе считают, что каждая страна ЕС вольна выбирать ту форму производства электроэнергии, которая ей больше подходит. Задача же Евросоюза состоит в том, чтобы объединить национальные системы в единый европейский рынок.
"По сути дела нам предстоит заново выстроить рынок электроэнергии", - считает Марош Шефчович. По подсчетам Мигеля Ариаса Каньете, Евросоюзу на модернизацию и развитие энергетической инфраструктуры (включая газовую) потребуются порядка 200 миллиардов евро до 2020 года. В Брюсселе уверены, что создание Энергетического союза позволит повысить эффективность европейской энергетики и, соответственно, снизить затраты бизнеса и населения ЕС на электроэнергию и газ. А также повысит энергетическую безопасность всего Евросоюза и отдельных его членов.