«Цветным революциям» в сетях может противостоять только гражданское общество

Sunday, 21 December. 2014

Интернет, соцсети

Социальные сети заблокировали по требованию властей страницы акции в поддержку Алексея Навального. Эта мера носит чисто формальный характер и может быть легко обойдена, что немедленно и произошло. Эффективное противодействие угрозе «цветных революций» требует не технократического, а гуманитарного подхода.

Соцсети Facebook и «ВКонтакте» по требованию Роскомнадзора заблокировали страницы групп, созданных инициаторами уличной акции в поддержку Навального, намеченной в Москве на 15 января. Именно на этот день назначено вынесение приговора братьям Навальным по так называемому «делу Ив Роше».

Напомним, 19 декабря Замоскворецкий суд Москвы провел прения сторон по этому делу. Братья Навальные обвиняются в хищении 26 млн рублей у компании «Ив Роше Восток» и 4 млн рублей у «Многопрофильной процессинговой компании». В ходе прений гособвинитель попросил суд приговорить Алексея Навального к 10 годам колонии общего режима, а его брата Олега – к 8 годам колонии общего режима. Братья Навальные свою вину не признают и заявляют о политическом характере преследования.

Уже давно всем ясно, что социальные сети стали мощным средством аккумулирования общественной энергии. Особенно важную роль они сыграли в ходе так называемой «арабской весны», а также в процессе организации «Евромайдана» в Киеве, создавшего условия для госпереворота на Украине. Активно использовались соцсети и в ходе «белоленточной» кампании в РФ в 2011-12 годах. Прошли времена расклейки объявлений о митингах, телефонных обзвонов сторонников: опубликуй информацию в соцсети, и цепная реакция «лайков» и «перепостов» обеспечит нужную аудиторию.

Государственные органы России, убедившись на своем и чужом примере в эффективности соцсетей для раскачивания общественной ситуации, постарались поставить заслон распространению «заразы» через интернет. Одним из серьезных шагов в этом направлении стал Федеральный закон № 398-ФЗ от 28 декабря 2013 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (так называемый «закон Лугового»). Он позволяет Роскомнадзору по предписанию Генпрокуратуры немедленно, без решения суда, блокировать интернет-ресурсы, распространяющие призывы к массовым беспорядкам, несанкционированным акциям, а также экстремистскую информацию.

С недавних пор социальные сети, чьи российские сервисы контролируются либо из-за рубежа, либо компаниями с иностраннымучастием, вынуждены приводить свою деятельность в соответствие с российскими законами. С учётом давления со стороны зарубежных структур влияния и спецслужб, им приходится лавировать между «центрами силы», не забывая, конечно, об интересах собственного бизнеса.

Требование Роскомнадзора социальные сети выполнили легко, и, скорее всего, не без мстительного удовлетворения. Формально закон исполнен! Но – только формально. Страницы адептов Навального были заблокированы – и тут же появились аналогичные, но под другим названием. Как прямо заявил Алексей Жарких, один из лидеров общественной поддержки братьев Навальных: «Ну и что? Страницу запретили, вскоре ещё несколько таких появилось. У нас всё было заранее заготовлено…»

В нынешней структуре российской власти контроль гуманитарных коммуникаций осуществляет не Министерство культуры, не администрация президента, а ведомство, в первую очередь озабоченное распределением телекоммуникационных ресурсов, «каналов связи». Чиновников Роскомнадзора нельзя упрекнуть ни в недостатке патриотизма, ни в преступном бездействии. Но меры противодействия антигосударственной деятельности в интернете, которые они предпринимают, носят лишь технический, формальный характер.

Неформальным ответом могла бы стать информационная контратака через те же социальные сети. Которая подтверждала бы очевидный факт: массовая аудитория сетей поддерживает курс Кремля и выступает против социально-политических потрясений и «российских майданов». Да, эти люди нередко критикуют власть и «слева», и «справа», но перпендикулярно «либерально-демократическому» дискурсу. Однако на такую контратаку официальные органы, судя по всему, не способны.

Потому вопрос об этом – не к ним. А к той немалой части российской общественности, что провозглашает свою поддержку официального курса. Налицо попытки «свидетелей Навального» имитировать «массовую кампанию» демагогией в соцсетях. В ответ уместно потребовать от властей представить обществу убедительные доказательства вовлеченности обвиняемых в коррупционные схемы. Этой составляющей должны быть дополнены юридические претензии правоохранительных органов.

Павел Былевский

21.12.14&nbsp-&nbsp21:36

 0


Новости партнеров