Быть «путинистами» больше Путина
Уходящий 2014 год оказался успешным лишь для тех политических партий России, которые послужили «приводными ремнями» нового курса Владимира Путина. Для его противников возможности легальной политической деятельности сузились до предела, как, впрочем, и общественная поддержка в стране. Партии поставлены перед выбором: или пытаться быть «путинистами больше самого Путина», или превратиться в маргиналов на содержании у зарубежных «спонсоров».
«Политическая» Олимпиада
Прологом года, истинное значение которого проявилось позже, стали XXII зимние Олимпийские игры, проходившие в Сочи 7-23 февраля 2014 года. Даже оптимисты не ожидали фантастического триумфа российских спортсменов, достижения которых превзошли даже самые успешные для отечественного спорта олимпиады во времена СССР. Игры стали двойным испытанием, не только спортивным: политические противники российской власти нетерпеливо ждали подтверждения своих «пророчеств», что госсредства, выделенные на олимпийскую стройку, разворуют и потратят неэффективно.
Но все прошло на высшем уровне: ни горный оползень не сошёл, ни один отель не рухнул, ни даже свет-воду в Сочи в это время ни разу не отключали. Не случилось ни одного теракта. И тут – второй удар по недоброжелателям: триумф олимпийской сборной России, ставшей первой в командном зачете… Центристская «Единая Россия» и примкнувшая к ней ЛДПР, как и большинство россиян, радовались и приводили примеры своего соучастия в олимпийских победах. Левые, КПРФ и «Справедливая Россия», также публично выражали свое удовлетворение тем, как прошла Олимпиада.
В трауре были только российские «либералы», которых ранее почему-то именовали «демократами». Но их согревала надежда на беспощадный реванш: они следили за не случайно пришедшейся на те же дни экспансией «евромайдана» в Киеве. Олимпийский триумф России и лично Владимира Путина, неожиданный и парадоксальный, должно было перечеркнуть силовое свержение «лояльного Москве» президента Украины Виктора Януковича. Триумф, «перечеркнутый» трагедией, должен был посеять неверие в возможность впредь новых успехов России.
Момент истины
Последовавшие события, связанные с украинским кризисом, стали лакмусовой бумажкой в том числе для политических партий России. Как для парламентских, официальных, так и для незарегистрированных, вроде «лимоновцев». Стремительное воссоединение Крыма с Россией, провозглашение в мае независимости Донецкой и Луганской народных республик, развязанная киевским режимом гражданская война спровоцировали новое издание «холодной войны» Запада против России.
Экономические санкции, принятые США, Евросоюзом и их сателлитами против России, во-многом искусственное снижении мировых цен на нефть и атака на рубль привязаны не только к попыткам России защитить на Украине собственные интересы и русскоязычное население. Одновременно, это атака на реинтеграционные процессы на территории бывшего СССР, которые возглавила Россия, в первую очередь – на создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который заработает 1 января 2015 года. А также на перспективы развития БРИКС и максимальное сближение России с Китаем.
Эти действия Кремля полностью отвечали ожиданиям и настроениям самого российского общества и получили, по данным социологов, массовую поддержку россиян. Поэтому политические партии оказались перед нелёгким выбором. Просто «одобрять и поддерживать» действия Путина – значит продемонстрировать свою ненужность. Остро критиковать – означает, с одной стороны, остаться без общественной поддержки, растерять собственных активистов и электорат. С другой стороны – лишиться преференций со стороны органов власти и, наоборот, ожидать от них усиления пристального контроля за своей деятельностью.
В этих условиях «Единая Россия» демонстрировала деятельное участие в «путинских свершениях», открыто позиционируясь как «приводной ремень» власти. ЛДПР, в лице своего системообразующего лидера Владимира Жириновского, занималась примерно тем же, время от времени компенсируя куда как меньший административный ресурс куда большими креативно-пропагандистскими возможностями. Сложнее пришлось левым, КПРФ и «Справедливой России»: вакантной осталась только позиция «конструктивной критики». То есть, поддержка официального курса по существу и несогласие в деталях, в соответствии со своими базовыми программными принципами.
«Из грязи в князи» — и наоборот
Определяющим драматический 2014 год оказался и для представителей несистемной оппозиции, долгие годы находившихся на обочине российской политики и кажется, не стремившихся оттуда выбраться. Так, «лимоновцы» не просто на словах поддержали политику Москвы в отношении Киева и Донбасса, но и наладили сбор и доставку гуманитарной помощи на Юго-Восток, а также сформировали свое добровольческое подразделение в Новороссии. Этим «другороссы» перевели себя в принципиально иное качество и создали задел «легализации» на будущее. Ответным шагом властей стало согласование митингов «Другой России», которые она проводит 31 числа каждого месяца, в котором есть эта дата.
Напротив, либеральные партии, а также националистические группировки неонацистского толка, поддержавшие Евромайдан и карательные акции Киева, оказались в роли политических неудачников. После присоединения Крыма и начала гражданской войны на Украине их маргинализация резко усилилась, несмотря на наличие у либералов целого ряда официально зарегистрированных политических партий.
В условиях главного геополитического кризиса года провальной оказалась для либеральной оппозиции и тема коррупции в органах власти – на фоне реально расследуемых Следственным комитетом уголовных дел против вороватых чиновников разного уровня. Единственной надеждой для прозападных оппозиционеров остаётся уже не общественная поддержка, а возможные грубые ошибки и неудачи властей, а также резкое ухудшение внешней конъюнктуры и шокирующие общество инциденты, вроде террористических актов.
Впрочем, не следует сбрасывать со счетов административные и лоббистские возможности «либералов» органах власти, в том числе финансово-экономическом блоке правительства РФ, и, конечно же, ресурсы Госдепартамента США, включая бюджет на финансирование некоммерческих организаций разных стран, способствующих «развитию демократии».
Можно предположить, что геополитическая ситуация, которая сложилась вокруг России к концу уходящего года, во-многом будет определять и внутриполитическую повестку дня в 2015 году. То, чем ответят на новые вызовы российские партии, станет показателем их политической зрелости.
Павел Былевский
1
Новости партнеров