Путин видит свет в конце тоннеля

Thursday, 18 December. 2014

Владимир Путин

Хорошее – повтори

В чем смысл состоявшейся пресс-конференции Владимира Путина? Как и всегда — в очень ясной артикуляции тех тезисов, которые российский президент и российская власть декларировали в течение года. Задача главы государства на подобном мероприятии — демонстрировать незыблемость, источать спокойствие, заражать всю страну ощущением стабильности посреди кризисной сумятицы, паники и слухов.

Никогда за девять предыдущих больших пресс-конференций Путин не заявлял на них чего-то сенсационного. Никогда не объявлял о кадровых перестановках. Но всякий раз подтверждал всем своим видом и риторикой убежденность в собственной правоте и полную уверенность в будущем.

Важнейшими темами сегодняшней пресс-конференции оказались Украина и ситуация с рублем. Или, говоря по-другому, отношения с Западом и судьба Новороссии. Либо, с иного угла зрения, — санкции и будущее федерального правительства. Все это, на самом деле, является одним и тем же сверхвопросом: что будет дальше с нашей страной? выдержим ли мы в том противостоянии, с которым пришлось столкнуться? адекватны ли власть и общество возникшим вызовам и угрозам?

На это Путин, со всей возможностью твердостью, ответил: все идет по плану, все под контролем. Мы продолжаем стоять на своем и двигаемся прежним курсом.

Эта уверенность сквозила в первоначальном, до вопросов журналистов, путинском отчете по итогам года: рост ВВП за первые 10 месяцев составил 0,7%, промышленное производство выросло на 1,7%, безработица низкая, собран рекордный урожай… Убежденность в том, что Россия всё делает правильно, читалась и в каждом последующем путинском ответе.

Да, сегодня мы проходим испытание кризисом — и сколько он продлится, пока неизвестно, терпеливо объяснял президент. Но Центральный банк и правительство, при всей персональной ответственности чиновников, в целом действуют адекватно сложившейся ситуации и справляются с задачами, встающими перед страной, — хотя и не так оперативно, как хотелось бы. Подъем ключевой ставки ЦБ понадобился для стабилизации национальной валюты; при этом кредитные ставки для бизнеса и инвестпроектов остаются на очень низком уровне.

Экономика, так или иначе, будет приспосабливаться к низким ценам на энергоносители и диверсифицироваться, заявил глава государства. В этом ей помогут ясные правила игры: благоприятные условия для ведения бизнеса, свобода предпринимательства, гарантия собственности, налоговые каникулы, прекращение использования правоохранительных органов для конкурентной борьбы. Сохраняя макроэкономическую устойчивость и опираясь на накопленные резервы, государство выполнит все социальные обязательства и выйдет на перспективы экономического роста.

«Безусловно, придется что-то сокращать. Но так же безусловно, и я хочу это подчеркнуть, как говорят специалисты, «отскок в плюс», последующий рост и выход из сегодняшней ситуации неизбежен, — заявил Путин в самом начале пресс-конференции. — За это время нам все-таки многое удастся сделать с точки зрения диверсификации нашей экономики, потому что жизнь сама будет нас заставлять это делать».

Мы пройдем этот непростой период и выйдем из него усилившимися, — так резюмировал президент четырехчасовое общение с прессой. Зачин и вывод равноценны: мы прорвемся!

Капитуляции не будет

А между этими констатациями были сложные вопросы: от журналиста украинского агентства УНИАН, от репортеров BBC и Reuters, от представителей российских оппозиционных изданий. Смысл этих вопросов заключался в том, чтобы загнать Путина в тупик, связать между собой Крым, последовавшие западные санкции и падение рубля, после чего, ни много ни мало, объявить условия российской капитуляции.

Но Путин исправно отбивал все эти каверзы, с легкостью выпутывался из сложных положений, вновь и вновь проговаривая уже ставшие прописными истины.

«Все люди, которые по зову сердца исполняют свой долг либо добровольно принимают участие в каких-то боевых действиях, в том числе и на юго-востоке Украины, не являются наемниками, потому что за это денег не получают», — заявил президент, парируя заявление украинского журналиста о российской армии, якобы находящейся на украинской территории.

Кризис на Украине должен решаться политическими методами, а не с помощью давления, будь то экономическая блокада или применение вооруженных сил, — терпеливо объяснял Путин. Нужно восстанавливать экономические связи внутри соседней страны, можно даже добиваться ее политического единства — но не за счет ущемления интересов одной из сторон конфликта.

Корреспондент «Би-Би-Си» Джон Симпсон в своем вопросе фактически озвучил ультиматум Запада российской власти: дескать, сначала был агрессивная политика в отношении Украины, а теперь с рублем произошли большие проблемы — так не пора ли пересмотреть свои взгляды на украинские события? Отповедь Путина не заставила себя ждать. Президент весьма доходчиво объяснил, что, если кому и следует менять свою агрессивную политику, так это Западу, а вовсе не России.

Нет, нынешний кризис — это не расплата за Крым, отвечал Путин уже российскому журналисту: «Это расплата, это плата, вернее, за наше естественное желание самосохраниться как нация, как цивилизация, как государство». Оставят ли «русского медведя» в покое, если он ни во что не будет вмешиваться? Нет, не оставят, разве что в роли чучела. «Будут всегда стремиться к тому, чтобы посадить нашего мишку на цепь. А как только удастся посадить на цепь, вырвут и зубы, и когти. В сегодняшнем понимании это силы ядерного сдерживания. Как только, не дай Бог, это произойдет, и мишка не нужен, так тайгу будут сразу прибирать», – четко разъяснил президент.

Переворотов не дождетесь

В таких условиях, безусловно, важны внутренний мир и порядок в стране. В том числе, в политической сфере. Об этом Путин сполна выразился, отвечая на другой ряд вопросов — об оппозиции, Ходорковском, об угрозе «дворцовых переворотов».

По мысли президента, «оппозиционер, даже очень жесткий, в конечном итоге до конца борется за интересы своей Родины». Тогда как «пятая колонна» — «это те люди, которые исполняют то, что продиктовано интересами другого государства, их используют в качестве инструмента для достижения чуждых нам политических целей».

При этом Путин подчеркнул, что Ходорковский год назад освобожден правильно и может заниматься, в рамках закона, чем ему заблагорассудиться — причем не просто политикой, но и, например, собственным выдвижением в президенты, дал понять глава государства. И все тут же поняли: МБХ для власти нисколько не опасен.

Что касается опасностей внутриэлитного антипутинского сговора, то и здесь президент успокоил аудиторию: «У нас нет дворцов, поэтому и дворцовых переворотов быть не может». Но стабильность основана не на этом, подчеркнул президент. «Не может быть никакой другой более прочной базы, чем поддержка российского народа». И по основным направлениям как внешней, так и внутренней политики страны, такая поддержка есть. Ну, а истинная элита — «это работяга, это крестьянин, это человек, на плечах которого держится вся страна, веками держалась, сейчас держится и будет держаться», — пояснил глава государства.

На эти и все прочие каверзные вопросы Путин отвечал серьезно, обстоятельно и очень уверенно, давая понять «городу и миру»: он в курсе всего происходящего, он контролирует ситуацию, он за всё отвечает. Не сказав сегодня ничего нового, президент постарался донести до слушателей — в зале и в стране — главный посыл: я веду Россию правильным курсом, мы — справимся. Доллар, упавший по ходу пресс-конференции на 8 рублей, и евро, рухнувший на все одиннадцать, лишь подтвердили это.

Денис Тукмаков

18.12.14&nbsp-&nbsp17:05

 2


Новости партнеров