Москва и Париж смогут найти способ разрешения украинского кризиса, полагает Франсуа Олланд

Sunday, 7 December. 2014

Несмотря на необычное место - аэропорт Внуково, встреча продолжалась около двух часов, и президенты, по официальным сообщениям, успели обсудить ситуацию на Украине, в Сирии, а также иранскую ядерную программу.

В приветственном слове французскому президенту Путин поблагодарил его за визит, отметив при этом, что оба лидера договорились о нем еще во время саммита "Большой двадцатки" в Австралии.

Хотя Олланд и Путин встречались во время зарубежных форумов, в субботу французский президент ступил на российскую землю впервые с конца февраля прошлого года, когда в центре мировой повестки дня были события в Сирии.

За это время глобальный контекст головокружительно изменился, а в отношениях двух стран появилась своя болевая точка - поставка французских вертолетоносцев "Мистраль" российской стороне. Олланд лично заморозил сделку, не скрывая, что это напрямую связано с ситуацией на Украине и тем, что Москву в Париже считают ответственной и за присоединение Крыма, которое там трактуется как аннексия, и за развязывание конфликта в Донбассе.

Владимир Путин рассказал после встречи, что вопрос поставки "Мистралей" президенты не обсуждали, но выразил надежду, что в случае отказа от поставки кораблей Франция вернет России уплаченные средства.

"Но если нет, то у нас претензий тоже особых не будет, но, конечно, мы надеемся, что нам возвратят те деньги, которые мы заплатили по этому контракту. А так, мы с пониманием относимся и будем относиться к любому развитию событий по этой теме", - отметил Путин.

Ранее чиновники Минобороны заявляли, что в случае, если Москва не получит корабли, они готовы отстаивать российские интересы в международном арбитраже, причем, по мнению отечественных юристов, шансы на выигрыш были бы очень велики. В таком случае Парижу придется раскошелиться на сумму, которая может достичь 3 млрд евро.

Поэтому слова президента России можно трактовать как свидетельство близости сторон к взаимоприемлемому решению по этому вопросу.

Как отмечает завотделом Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин, для Москвы визит Олланда важен с пропагандистской точки зрения: довольно долго главным союзником России представляли канцлера Германии Ангелу Меркель, теперь на роль посредника в отношениях с ЕС можно "назначить" президента Франции.

"Теперь, когда у нас из Меркель лепят "злого следователя", неплохо бы слепить и "доброго" той же весовой категории - выбор здесь невелик", - поясняет эксперт.

Действительно, еще несколько месяцев назад Меркель активно участвовала в "челночной дипломатии" между Россией и ЕС, но сегодня, как сообщает немецкая пресса со ссылкой на источники в окружении канцлера, она больше не хочет играть эту роль и склоняется ко все более однозначной поддержке жесткой линии США.

Между тем лавры миротворца могли бы принести политические очки и самому Олланду. В 2008 году его предшественник в Елисейском дворце Николя Саркози вместе с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым разработал план мирного урегулирования российско-грузинского конфликта.

Посредническую роль при организации визита якобы сыграл президент Казахстана Нурсултан Назарбаев - из Астаны Олланд и прибыл в Москву.

Уткин уверен, что Олланд прекрасно помнит об успехе дипломатической миссии своего предшественника и относится к этому тем более нервно, что встреча с Путиным прошла на фоне "громкого возвращения Саркози в политику".

В конце ноября экс-президент был вновь избран главой правоцентристской партии "Союз за народное движение" - это крупнейшая оппозиционная партия страны. Бывший глава государства уже заявил, что собирается вновь баллотироваться на президентских выборах - в 2017 году.

Сам Олланд, очевидно, также примет в них участие, но его рейтинг по-прежнему удручающе низок. Причем даже потенциальные внешнеполитические достижения еще не гарантируют изменение этого тренда. "Для популярности внутри страны внешняя политика решающего значения не имеет", - говорит Уткин.

Тому же Саркози его посредничество в российско-грузинском конфликте не помогло выиграть вторые президентские выборы. Правда, нынешняя международная обстановка несоизмеримо сложнее, чем шесть лет назад, поэтому участие в разрешении этого кризиса, возможно, будет цениться гораздо больше.