Военная доктрина как фактор безопасности России
Подписанная Владимиром Путиным 26 декабря 2014 года новая редакция «Военной доктрины Российской Федерации» — фундаментальный документ на 29 страницах машинописного текста, заслуживающий серьёзного системного анализа. Однако главное содержание внесенных в него изменений вполне может быть выражено одним словом: «Украина».
Именно тот удар, который при помощи киевского «евромайдана» нанес за последний год Запад по безопасности нашей страны и по её интересам, стал отправной точкой для коррекции позиционирования России в современном мире.
Новая редакция «Военной доктрины…», прежде всего, обозначает главную военную опасность для РФ — действия США и их союзников по НАТО. Именно она ранжируется первой в соответствующем ряду:
«12. Основные внешние военные опасности:
а) наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран-членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе — путем дальнейшего расширения блока».
Отмечается изменение самого характера военных опасностей, в число которых включено: «н) установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов, в том числе в результате свержения
легитимных органов государственной власти, политика которых угрожает интересам Российской Федерации».
Соответственно, определяются и союзники России, взаимодействие с которыми признаётся одним из ключевых условий для военной безопасности нашей страны: «ж) расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, расширение взаимодействия с государствами-участниками БРИКС (Федеративная Республика Бразилия, Республика Индия, Китайская Народная Республика и Южно-Африканская Республика)»;
з) укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), взаимодействие с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия в целях обеспечения совместной обороны и безопасности…»
Станут ли такого рода «разворот на Восток» и обозначение «коллективного Запада», как главной угрозы для современной России, поводами для изменения внутриполитического курса Кремля — вопрос, можно сказать, остаётся открытым, но оставлять всё как было в экономике и социальной сфере, меняя только внешнюю политику и военную доктрину, практически невозможно, что подтверждает весь исторический опыт человечества, включая последнюю четверть века.
Скорее всего, соответствующие изменения начнутся только после новогодней праздничной паузы, и это время специально оставлено Путиным для того, чтобы все несогласные успели обезопасить свои интересы, потому что дальше: «Кто не спрятался — я не виноват!» В противном случае все внесенные изменения окажутся не более чем пустым сотрясением воздуха.
Обращает на себя внимание также признание нашим военным руководством (согласно Конституции РФ, действующий президент нашей страны является одновременно и Верховным главнокомандующим её Вооружённых Сил — прим.ред.) изменения характера современных военных действий, которые разворачиваются одновременно и комплексно во всех сферах межгосударственного взаимодействия: как собственно военно-материальной, так и в информационной, и в социально-экономической, в сфере смыслов и целей государств и обществ как «больших систем».
При этом особый акцент по-прежнему делается на развитие и модернизацию ядерных сил России как главного «сдерживающего фактора» против полномасштабной агрессии Запада. В данной связи стоит предположить, что подписание Путиным новой редакции «Военной доктрины…» вовсе не случайно совпало с информацией об успешных испытаниях новой ракетной системы РС-26, которая не подпадает под ограничения Договора о ракетах средней и малой дальности, но может использоваться для гарантированного (неуязвимого для американской ПРО) одновременного поражения сразу трех высокозащищенных наземных или надводных целей в диапазоне 1500-5000 км с подлетным временем не более 10-15 минут. Официально эти ракеты должны быть приняты на вооружение российской армии начиная с 2016 года, но это вовсе не означает, что сегодня у нас готовых к запуску опытных образцов РС-26 в количестве нескольких десятков или даже сотен штук.
А это, в свою очередь, означает уязвимость всего тихоокеанского побережья США, от Аляски до Сан-Диего (штат Калифорния), а также всего Евросоюза, вплоть до Лиссабона…Что может в значительной мере снизить агрессивную риторику и практику лидеров государств-членов НАТО, направленную против России.
В любом случае, как утверждение данного документа, так и его открытая публикация уже сами по себе укрепляют военно-политические позиции нашей страны в современном мире.
Александр Маслов
0
Новости партнеров