Судьба многих российских авиакомпаний решится весной
Отечественные авиакомпании столкнулись оказались в сложной ситуации: для сохранения рентабельности требуется повышать тарифы, однако низкий покупательский спрос делать это не дает.
Повышение тарифов — действительно необходимая мера, и связана она с валютными колебаниями.
«Курс доллара в два раза увеличил стоимость автопарка, купленного за границей, а выручка-то — в рублях», — говорит главный редактор профильного ресурса Avia.ru Роман Гусаров.
При этом, говорит аналитик ИХ «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко, нынешнее снижение цен на нефть никак перевозчикам не поможет, поскольку на стоимости топлива скажется незначительно.
В нынешних условиях повышение тарифов чревато пустыми рейсами — сейчас наблюдается низкий спрос, до марта забронировано билетов на 40% меньше, чем в тот же период в прошлом году, говорят эксперты.
Цена конкретного билета напрямую зависит от того, сколько билетов продано на рейс. Если спрос будет пониженным, все билеты будут идти по минимальным ценам (самолет должен быть заполнен хотя бы на 70%, чтобы рейс оказался неубыточным).
По словам Романа Гусарова, уже сегодня можно говорить, что при росте себестоимости авиаперевозок средняя цена билета пока остается прежней. Есть ли выход из этого положения?
Для достижения адекватных доходных ставок на рынке перевозчикам придется сокращать провозные емкости, что выразится в том числе в закрытии ряда маршрутов, говорит аналитик ИК «Регион» Алла Юрова.
По ее мнению, помочь сохранить маршрутную сеть ряда перевозчиков может поддержка государства — в виде расширения субсидирования.
Анатолий Вакуленко не совсем согласен с коллегой: господдержка, если только речь не идет о прямых дотациях, вряд ли может сдержать влияние негативных факторов. Долгосрочно удешевить перевозки, говорит Вакуленко, может только развитие собственной авиапромышленности и переход перевозчиков на отечественную технику.
Решатся ли авиакомпании на рост тарифов, в целом пока неясно. Что касается отдельных игроков, некоторые уже определились. «Трансаэро» полностью поддерживает принцип замораживания цен и в 2015 году не будет повышать тарифы на свои рейсы по России», — такое заявление распространила в пятницу авиакомпания.
Более того, как сообщили в пресс-службе компании, на внутренних маршрутах, где «Трансаэро» является единственным перевозчиком, тарифы будут снижены на 5-7%.
Ситуация на рынке прояснится весной. «В марте и апреле решится судьба ряда компаний, в зависимости от того, наступит туристический сезон или нет», — говорит Роман Гусаров. Если не наступит, авиакомпании, которые строили бизнес на перевозке туристов, «посыпятся».
Игорь Кузьмичев
5
Новости партнеров