Кризис может отменить привычные деньги

Monday, 22 December. 2014

деньги

Нынешний кризис — свидетельство того, что привычная финансовая система себя исчерпала.

Известие, что в ИТАР-ТАСС 22 декабря пройдет пресс-конференция «План создания финансовой системы на основе православных ценностей», явно не осталось незамеченным. Язвительные комментарии, как обеспечить рубль Святым Духом, а богатым — войти в Царствие Небесное, посыпались как из рога изобилия.

Между тем, нынешний системный кризис всё явственнее свидетельствует, что современная финансовая система, основанная на эмиссии «фиатных» (от лат. fiat — «да будет!»), то есть не обеспеченных никакими реальными активами денег, и банковской системы на основе «частичного резервирования», не просто буксует, а близка к исчерпанию своих возможностей.

Её сторонникам (впрочем, у господствующей модели всегда много сторонников, любое общество держится на плечах массы конформистов) не стоит по привычке обольщаться тем, что видимые проблемы сейчас испытывает российский рубль, а не американский доллар. На самом деле, нынешнее падение обменного курса «деревянного» — следствие его «привязки» к «вечнозелёному» в рамках попытки превратить российскую денежную единицу в «свободно конвертируемую валюту» через торги на рынке FOREX.

Ведь это долларовая, а не рублевая денежная масса более чем в 25 раз превышает номинальную стоимость мирового ВВП. Это у США, а не у России самый большой в мире государственный долг и самые большие в мире расходы на военные нужды. Наконец, это США потребляют вдвое больше, чем производят, «экспортируя» в окружающий мир инфляцию и хаос.

«Мы можем и должны воспользоваться тем, что в мире растет разочарование предложенной когда-то Западом, в первую очередь — США, парадигмой «свободного рынка», «свободного капитализма»,ведущей к всемогуществу небольшого числа транснациональных корпораций и к потере национальными правительствами рычагов управления своими экономиками… Я глубоко убежден, что у людей должно быть как можно больше возможностей для разработки и реализации уникальных для каждой нации климатических, ресурсных и иных условий, культурных и этнических традиций, форм и методов общественной жизни и ведения бизнеса», — так сформулировал тему пресс-конференции генеральный директор Клуба проектного процесса, член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Любомудров.

Он заявил также о необходимости «провозгласить новую цель для развития общества — «Этический и нравственный бизнес» вместо «Прибыли любой ценой», развитие православных и иных этических и нравственных бизнес-сообществ, консолидация вокруг этой идеи высоконравственных людей из всех стран мира».

Система антиденег

Как говорится, идея ясна, но проблема в том, что альтернатив — действующих альтернатив! — у западной финансовой системы, основанной на кредитном проценте и деривативных «ценных бумагах», до сих пор было только две — советская и исламская.

Исламский банкинг, запрещающий использование кредитного процента, спекуляцию и азартные игры, при всей его уже многовековой истории и непререкаемой устойчивости, как известно, не обеспечивает развития ни «прорывных технологий», ни «суммы технологий» в целом, обрекая «свои» общества на технологическое, а значит — и на социально-историческое отставание.

Попытку СЕО пресс-конференции (в их числе, помимо Дмитрия Любомудрова, оказались председатель Отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин и финансовый эксперт Дмитрий Сурмило) предложить в качестве «финансовой системы на основе православных ценностей» несколько модернизированную с учетом китайского опыта модель «советского банкинга» с «многоконтурным» профилем (разделение «потребительских» и «производственных» денежных потоков) вряд ли можно признать удачной — прежде всего, по причине сохранения единой фундаментальной категории кредитного процента для этих потоков.

Между тем, нулевая ставка по кредитам и отрицательная — по депозитам, в последние годы ставшая привычной в западных странах, является не только средством борьбы с недостатками «фиатной» финансовой системы, но и жестким целеуказанием перехода к противоположной, «эрратной» финансовой системе, в просторечии именуемой «антиденьгами».

Именно в рамках такой системы состоялось недавнее решение правительства Швейцарии выплачивать всем гражданам своей страны сумму в эквиваленте 2000 евро ежемесячно. «Ни за что», «просто так». Это не кредит, не социальная помощь — это именно зачаток эрратной финансовой системы, которая исходит не из уровня будущих доходов человека и общества, а из уровня необходимых будущих расходов.

В СССР такие же зачатки эрратной финансовой системы наблюдались в послевоенные годы, когда перед экономикой ставилась задача постоянного снижения себестоимости производимой продукции.

Деньги — для человека

Наш мир явно асимметричен и несправедлив. Сердце у подавляющего большинства людей почему-то расположено слева, а не поровну слева и справа, Вселенная зачем-то состоит из материи, а не материи поровну с антиматерией, и даже время течёт как-то однобоко, из прошлого в будущее.

Главный фетиш современного мира, деньги, тоже предельно асимметричен и в этом смысле несправедлив. Между тем осознание феномена денег до сих пор почему-то шло в рамках одномерного мышления, теоретически вопрос о существовании «антиденег» даже не ставился.

В результате сегодня мы имеем практически три действующие или могущие оказаться таковыми концепции денег — временную, энергетическую и информационную. В рамках первой (ставшая уже традиционной максима «Время — деньги») феномен денег воплощает собой некую меру времени, необходимого для создания той или иной стоимости. В рамках второй место необходимого времени занимает необходимая энергия, в рамках третьей — всего лишь необходимая информация («Деньги — счетная единица»).

Наверное, нужно еще раз повторить, что и время, и энергия, в отличие от информации, — величины векторные, направленные, неизотропные. Поэтому в рамках соответствующих концепций принцип симметрии применительно к деньгам вообще не мог быть поставлен — вернее, он ставился в рамках изначальной асимметрии, то есть ограничено и однобоко.

Зато в рамках информационной концепции феномена денег подобной заданности уже не существует. Точно так же, как уже очевидное и достигшее критической черты «опрокидывание» денежной массы в будущее с созданием фиктивной стоимости выглядит уже не настолько чудовищным, а главное, неизбежным следствием развития человеческой цивилизации.

Если обычные деньги на протяжении всей человеческой истории выступали и выступают как феномен своеобразной искусственной жизни, противостоящей жизни человека и поглощающей её, то эрратные антиденьги предстоит не столько как можно больше зарабатывать, сколько как можно правильнее и жизненнее тратить. Они должны быть по природе своей синергичны, а не антэргичны, реально выполнять роль не ограничителя, а стимулятора жизнедеятельности человека.

Эрратные антиденьги эмитируются с рождением каждого человека специально на его жизненные расходы в течение предстоящей жизни (полностью или частично — скажем, с «погодовым шагом»). С появлением и государственной институцией эрратных антиденег у любой человеческой общности, использующей этот феномен, может появиться как бы вторая, доныне всё еще отсутствующая или неиспользуемая, рука. Тем самым в принципе «Не человек для денег, а деньги для человека» будет воплощен православный, по сути, принцип: «Не человек для субботы, а суббота для человека». И, надеюсь, со временем, рано или поздно, это всё-таки произойдёт.

Владимир Винников

22.12.14&nbsp-&nbsp17:34

 0


Новости партнеров