"В России устанавливается закрытый пул уполномоченных владельцев СМИ из трех толстяков"

Saturday, 20 September. 2014

Поправки внесли депутат от ЛДПР Вадим Деньгин, депутат от "Справедливой России" Владимир Парахин и коммунист Денис Вороненков, поддержал их замруководителя фракции "Единая Россия" Сергей Железняк. Предлагается ограничить долю иностранцев в СМИ 20%. "Медиа во многом определяют предпочтения граждан и формируют общественное мнение, - считает Железняк, - а контроль иностранцев над СМИ - один из способов скрытого воздействия на страну и принимаемые решения". По словам думских собеседников "Ведомостей", законопроект - инициатива администрации президента и скорее всего быстро пройдет через парламент. Один из федеральных чиновников сомневается, что такой странный и параноидальный проект станет законом.

Сотрудник администрации президента не открыл автора поправок, но подтвердил, что Кремль поддерживает проект: "Инициатива не противоречит международной практике, а в некоторых случаях повторяет ее". У пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова нет информации, что проект обсуждался с администрацией.

Мотивы "людей, которые это предлагают" самым доходчивым образом описал Антон Носик: Из публикации в "Известиях" могло сложиться впечатление, что за законопроектом стоят три малопонятных барашка из СР, КПРФ и ЛДПР, которые просто решили попиариться, украв идею у легендарного едорастического кащенита Фёдорова (он давно уже всем рассказывает, что центральные каналы российского ТВ прямо подчиняются Вашингтону). То есть вчера ещё можно было тешить себя надеждой, что новая инициатива - такой же циркадиновый наброс на вентилятор, как запрет иностранных слов или автомобильных видеорегистраторов. Увы, не тут-то было. Запрет на участие иностранцев и россиян с иным гражданством в капитале и редакциях российских СМИ - инициатива Кремля, и прохождение этой нормы курирует лично матрос-партизан - тот самый, который все свои белые, задекларированные доходы получил на службе у Руперта Мэрдока. Так что в первом чтении этот законопроект будет принят на одном из ближайших заседаний Госдумы, и дальше, надо полагать, заминок с его одобрением не возникнет.

Решение уже принято. И смысл его - такой же, как у запрета рекламы на кабельных телеканалах. Речь вообще не идёт ни об иностранцах, ни о лицах с двойным гражданством, ни об учреждении/регистрации СМИ. А строго и прямым текстом - о полной ликвидации в России коммерческих медиа. То есть таких, стоимость и инвестиционная привлекательность которых определяется экономическими показателями, вроде выручки и прибыли, без оглядки на "национальную безопасность".

"Ведомости" отмечают, что под запрет в связи с наличием иностранных собственников подпадает больше половины сегодняшнего российского медиарынка (от их собственного издателя Sanoma Independent Media до ОАО "Первый канал" и холдинга "Газпром-медиа"). В одних случаях речь идёт о владении активами через кипрские офшоры, в других - о реальных иностранных учредителях, таких, как Sanoma, Conde Nast, Hearst Shkulev Media, Burda, Аxel Springer, шведская Metro. Вторым после ВГТРК по охвату российской телеаудитории является владелец неэфирных каналов - шведский Viasat. СТС Медиа принадлежит на 37,9% шведской MTG Group, блокпакет - у кипрского офшора Юрия Ковальчука, остальные акции обращаются на NASDAQ.

Запрет иностранцам "владеть" на практике означает ровно две вещи. Во-первых, это запрет российским СМИ привлекать инвестиции на свободном рынке, от партнёра, предложившего наилучшие условия, или через IPO. Во-вторых, это запрет нынешним акционерам этих СМИ свободно выходить из своих долей, продавая их по наилучшей цене.

По сути дела, речь об установлении в России закрытого пула "уполномоченных" собственников СМИ, из трёх, навскидку, толстяков:

- братья Ковальчуки

- братья Ротенберги

- государство.

<…> Свободный оборот акций российских медийных активов - будь то через биржи или прямые сделки с пакетами акций - предложено объявить вне закона. То есть исключить из любой будущей оценки этих самых активов такие понятия, как "капитализация" и "ликвидность". Вместо "ликвидности" российские СМИ будут оцениваться по "заинтересованности трёх толстяков" в активе, а роль справедливой цены будет играть их щедрое предложение по выкупу в условиях ограниченной конкуренции.

Антон Носик
Радио Свобода