Андрей Пургин: трехсторонняя контактная группа "родила мышь"

Saturday, 2 August. 2014

В консультациях, начавшихся в четверг, приняли участие экс-президент Украины Леонид Кучма, посол России на Украине Михаил Зурабов и представители ОБСЕ. Во встрече также участвовал вице-премьер ДНР Андрей Пургин и глава комитета по военнопленным и беженцам Андрей Баранов. Бывший шеф контактной группы украинский политик Виктор Медведчук, которого киевская пресса связывала с Москвой, участия в переговорах на этот раз не принимал.

"Мы обменяли 20 на 20 наугад - это абсолютно произвольные фамилии, отдавали тех, кто под рукой, - рассказал "Газете.Ru" Пургин. - Эти технические вопросы можно было решить по телефону или по Skype, для этого не нужна была встреча на чужой территории, с просьбами белорусской стороне предоставлять площадку. Гора родила мышь".

Сам Пургин обвиняет Киев в том, что консультации были прикрытием для ввода иностранного контингента на территорию, подконтрольную ДНР, - 700 голландских и 1500 австралийских полицейских, чьи сограждане погибли в авиакатастрофе. Контингент будет дислоцирован в Артемовске и Соледаре, примерно в 100 км от места падения. Ополченцы уверены, что это часть операции прикрытия.

"Переговоры не продолжаются, дальнейшие консультации пока не намечены. Украинская сторона прикрывается консультациями для введения иностранного контингента с непонятными задачами за 100 км от места авиакатастрофы. Зона падения Boeing 777 была под нашим контролем демилитаризирована (из нее вывели все блок-посты и вооруженные формирования), но украинская сторона вместо согласия с ее демилитаризацией 100-километровым броском поменяла оперативную обстановку - место крушения находится в зоне обстрелов, рядом ведутся тяжелые бои, слышна канонада.

Коридоры ОБСЕ используются для дестабилизации обстановки, украинская сторона использует международных наблюдателей как живой щит и втягивает их в конфликт на своей стороне. Их предложения прекратить огонь касаются тех мест, где они не имеют сил противодействовать нашему наступлению".

При этом Пургин выразил опасение, что военизированный иностранный контингент может в действительности не иметь отношения к Голландии и Австралии. Самопровозглашенные республики регулярно упрекают Киев в использовании иностранных частных военных компаний, вроде американской Blackwater (Academia), однако убедительных доказательств их участия в конфликте пока представлено не было.

Традиционно консультации велись по линии семи пунктов плана Царева со стороны ополчения и требований мирного плана Порошенко со стороны Киева. Оба плана, соответственно, предполагали отступление противника со своих территорий. Все предыдущие консультации заходили в тупик, мирные планы не соблюдались обеими сторонами, а договор о прекращении огня только немного снижал интенсивность боев в Луганской и Донецкой областях.

Спикер парламента самопровозглашенного Союза народных республик Олег Царев сказал "Газете.Ru", что проблема обмена украинских военнопленных на заключенных пророссийских активистов заключалась в том, что Киев не считает последних политзэками и отдавать не готов. По его словам, и раньше ополченцы соглашались на консультации исключительно из уважения к Леониду Кучме.

"Украинская позиция: те, кто задержаны на Украине, не заложники-политзаключенные, а задержаны согласно действующему украинскому законодательству. А вот заложники - это те, кого вы задержали. И вот все остальные пункты о том, что ополчение должно сдать оружие, освободить города, которые защищают, и прочее - они все опять в духе того плана Порошенко, который больше похож на требования безоговорочной капитуляции. То есть мы на этих условиях договориться даже о начале переговоров не смогли. Хоть туда и ехал Леонид Кучма, которого мы уважаем как политика, он не может выйти за рамки тех требований, которые установил Порошенко и не имеет права принимать самостоятельное решение. То есть мы ехали скорее из уважения к Леониду Давыдовичу и понимая, что надо как-то искать выход из этой ситуации".

Позицию Киева в беседе с "Газетой.Ru" выразил украинский политолог Алексей Гарань, который убежден, что успех переговоров зависит исключительно от того, будет ли Россия воздействовать на повстанцев и "прекратит ли она обстрелы украинской территории со своей территории "Градами"".

Ранее президент Украины Петр Порошенко сообщил, что на обсуждение контактной группы вынесено два вопроса - об освобождении всех заложников, остающихся у боевиков, и об обеспечении допуска международных экспертов на место падения самолета "Малайзийских авиалиний".

Международные эксперты пытаются получить доступ к месту крушения самолета с 28 июля, когда Малайзия договорилась с лидерами самопровозглашенной Донецкой народной республики о допуске туда международной полиции. Вице-премьер Украины Владимир Гройсман сообщил, что на месте катастрофы побывала комиссия из 101 эксперта, однако позже агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на представителя Нидерландского совета по безопасности Ван дер Веегена заявило, что экспертов там нет.

Между тем накануне в британской газете Independent появилась информация о том, что канцлер Германии Ангела Меркель и российский президент Владимир Путина ведут закрытые переговоры. Европа якобы признает присоединение Крыма, Киев откажется от тесной интеграции с НАТО, но продолжит отношения с ЕС, а Россия обеспечит отход пророссийских сил и газовую безопасность на востоке Украины, рассказал о переговорах инсайдер издания. Однако вскоре после появления публикации сведения, содержащиеся в ней, категорически опровергли в офисе Меркель.

Бывший советник президента Ющенко Вадим Карасев полагает, что сейчас все стороны в тупике и Киев попытается любыми способами исправить ситуацию до осени.

"Я думаю, неизбежно будет комбинирование каких-то военных и политических методов. В конечном счете, мне кажется, что к концу сентября ситуация на востоке Украины должна быть стабилизирована либо военным путем, либо в ходе военных переговоров. Потому что на зиму Донбасс в таком состоянии оставлять нельзя", - отметил он.

Учитывая последние военные успехи АТО по постепенному замыканию Донецка и Горловки в котел, такого сценария исключить нельзя.

Для консультаций не случайно выбран Минск, полагает белорусский политолог Сергей Мусиенко. Это нейтральная площадка, а сам Лукашенко внимательно следит за ситуацией и не дает однозначных оценок происходящему на Украине.

"Мы хотим разобраться и в первопричинах, и в последствиях, - объясняет политолог. - Так как мы не даем своих оценок, мы удобны как площадка. Мы видим, вникаем, готовы послушать стороны, но в данном процессе мы пока предоставляем площадку для переговоров".