В Крыму началась подготовка к строительству моста через Керченский пролив, который соединит полуостров с остальной Россией

Saturday, 17 May. 2014

Сейчас попасть на территорию полуострова по суше можно только через территорию Украины. Однако на фоне политического кризиса власти в Киеве фактически запретили пересекать свою границу мужчинам из России в возрасте от 16 до 60 лет. То есть фактически всем.

Другой способ попасть в Крым на автомобиле или поезде (только грузовые) - через Керченский пролив на пароме, курсирующем между Кубанью и Керчью. Однако паромное сообщение сильно перегружено и не справляется с текущим трафиком. Только за апрель с одного берега на другой переправили 30 тыс. машин.

На первомайские праздники люди стояли в очереди по 15-18 часов, а пробка растягивалась на 10 км. В обычные дни ждать своей очереди приходится по три-пять часов. После присоединения Крыма к России трафик на паром вырос в шесть раз и с началом курортного сезона он будет только расти.

Летом запустят дополнительный паром, однако глобально проблемы связи страны с полуостровом это не решит.

Портовый город Керчь в советские годы развивался как крупный судостроительный и металлургический центр. Однако с развалом СССР Керчь стала, по сути, тупиковым городом на юго-востоке Украины. Каждый новый украинский президент обещал крымчанам построить мост через Керченский пролив, однако никто регионом толком не занимался. Сейчас город напоминает маленький курортный городок советских времен.

На референдуме за воссоединение с Россией проголосовали 96% жителей Керчи.

- Голосовали за мост, - шутит местный владелец мебельного магазина Роман.

Он успел застать Керчь в советские времена и стал свидетелем ее деградации в составе Украины. За 23 года "незалежности" из индустриального портового города Керчь превратилась в захолустный полузабытый городок, в котором десятки предприятий разорились и закрылись.

Если облетать регион на вертолете, то перед глазами в буквальном смысле предстают руины. Ржавые груды обломков судостроительного завода, разрушенные бетонные блоки зданий, серые зашарпанные однотипные пятиэтажки. Дороги, построенные еще в 70-80-е годы прошлого века, сейчас испещрены ямами и выбоинами. Местные жители жалуются, что с приходом российской власти руководство на местах осталось прежним. И если еще совсем недавно эти чиновники отстаивали украинские флаги, то теперь они же весь город завесили российскими триколорами.

Каким будет мост

Еще месяц назад паромную переправу в Керчи охраняли "зеленые человечки" в форме без опознавательных знаков. Теперь им на смену пришли толпы российских чиновников и представители научно-технической общественности, которые определяют, где теперь здесь строить мост.

На сегодняшний день из многочисленных вариантов транспортного перехода через Керченский пролив остались два. Изначально самым оптимальным по экономическим показателям назывался "Жуковский" вариант (5,7 км), который предполагалось проложить от поселка Жуковка в Керчи до острова Чушка Краснодарского края (см. карту). Однако этот вариант, во-первых, парализует работу порта "Кавказ" и сообщение фактически прервется на все время строительства моста. Во-вторых, на острове Чушка находится природоохранная зона, а строительство на этом участке грозит обернуться противостоянием с экологами.

Второй вариант, к которому пока склоняется большинство собеседников "Газеты.Ru", отвечающих за реализацию проекта, предлагает провести путепровод от Таманского полуострова через косу Тузла в сторону Керчи (см. карту). Если все-таки выберут этот вариант, то будущий путепровод станет самым длинным в России - 11,7 км (сейчас это "Президентский" мост в Ульяновске - 5,8 км). За него высказываются и железнодорожники.

Уже известно, что к проекту проявляют большой интерес китайские строительные компании, которые накануне также приехали на переговоры в Керчь.

По данным "Газеты.Ru", переговоры будут вестись и с корейскими строителями. Несмотря на то что мост строить, скорее всего, будут российские компании, опыта работы с такими проектами в России фактически нет. Поэтому азиатские мостостроители, у которых есть большой опыт возведения подобных конструкций, будут участвовать и помогать своими технологиями.

В настоящее время до сих пор обсуждаются как вариант строительства мостового перехода через пролив, так и тоннеля.

Однако, по данным "Газеты.Ru", дорожники уже решили, что это будут два отдельных моста - четырехполосный автомобильный и железнодорожный.

В Минрегионразвития уже заявили, что примерная стоимость реализации проекта может составить рекордные 200 млрд рублей. По словам главы ГК "Автодор" Сергея Кельбаха, рассматриваться модель, при которой около 70% привлекут из бюджета и около 30% - частные инвестиции, в том числе от азиатских компаний. Ориентировочно, мост сдадут в эксплуатацию к 2018 году.

Также, стоит учитывать, что проезд по мосту будет скорее всего платным.

Кроме того, на этой неделе стало известно, что ради финансирования Крыма могут свернуть господдержку двух крупных инфраструктурных проектов - порта в Тамани и моста через реку Лену. Возможность перенаправления около 105 млрд рублей поручил рассмотреть правительству России Владимир Путин. Под угрозой лишения госфинансирования могут оказаться и другие инфраструктурные проекты.

До 1 ноября госкомпания "Автодор", которая отвечает за реализацию проекта, должна будет подготовить технико-экономического обоснование проекта. После этого, собственно, и начнется строительство моста.