Украина стала тренажером для силовых тренировок ведущих субъектов мировой политики

Saturday, 19 April. 2014

Возможно, главным неформальным итогом четырехсторонних женевских переговоров, которые прерывались двухсторонней встречей министров иностранных дел России и США Сергея Лаврова и Джона Керри, стали слова главы российской дипломатии. Он заявил, что видит искреннее желание США урегулировать ситуацию на Украине.

Формальные итоги женевской встречи - первой в четырехстороннем формате за всю историю украинского кризиса - крайне расплывчаты.

Сергей Лавров описал их так: "Среди шагов, которые мы призываем осуществить, следующие: все незаконные вооруженные формирования должны быть разоружены, все незаконно занятые здания должны быть возвращены легитимным владельцам, оккупированные площади, улицы и другие публичные места во всех городах Украины должны быть освобождены". Кроме того, начинается немедленный конституционный диалог с участием всех регионов страны.

Показательно, что глава МИД Украины Андрей Дещица, комментируя женевское заявление 17 апреля, первым делом сказал, что оно позволяет украинским войскам оставаться на юге и востоке страны.

Из текста заявления прямо следует, что пророссийские активисты должны освободить все здания, захваченные ими в городах Донецкой и Луганской областей. Но нет ответа на множество ключевых вопросов украинского урегулирования.

В частности, во время "прямой линии" Владимир Путин открытым текстом заявил, что Россия не признает никаких итогов украинских выборов 25 мая, потому что их в принципе нельзя проводить по действующей конституции страны при действующем (с точки зрения России) президенте Викторе Януковиче.

В женевском заявлении нет никаких указаний на то, что Россия признает нынешнюю украинскую власть и готова признать итоги будущих выборов. Также ничего не сказано о гарантиях территориальной целостности Украины в ее нынешних границах.

Между тем самопровозглашенная Донецкая народная республика уже начала подготовку референдума, намеченного на 11 мая. И даже сформулировала вопросы этого референдума: "Согласны ли вы с созданием независимой Донецкой республики?" и "В составе какого государства должна быть Донецкая республика - Украины или России?". Они являются калькой с вопросов референдума в Крыму.

Непонятно также, что такое конституционный диалог на Украине и что будет сначала - президентские выборы или новая конституция. Будет ли в этой конституции прописана федерализация Украины или дело ограничится децентрализацией полномочий с переходом к прямым выборам глав украинских регионов?

Женевское заявление никоим образом не проясняет и критически важный для ЕС вопрос дальнейших газовых отношений Москвы и Киева.

Понятно, что уже начавшиеся реверсные поставки газа из Польши не решают ни проблемы обеспечения газом самой Украины, ни транзита через нее газа в ЕС. А пока в Киеве нет легитимных, с точки зрения Москвы, властей, ожидать даже формальных переговоров по цене на газ для Украины и способам погашения ее долга не приходится.

Комментарии официальных лиц США после женевской встречи сводятся к двум тезисам: если Россия ограничится Крымом и не станет поддерживать сепаратистов на юге и востоке Украины, санкции против Москвы смягчат; если попытки расчленить Украину продолжатся - ужесточат. Точнее, введут в действие уже подписанные Бараком Обамой санкции третьего уровня, нацеленные на крупнейшие российские компании.

В итоге женевское заявление позволяет всем сторонам быть при деле и никого ни к чему жестко не обязывает. Евросоюз становится кем-то вроде главного гаранта соблюдения договоренностей - контролировать процесс разоружения незаконных формирований (кстати, вот еще вопрос - "Правый сектор" пока украинским судом незаконным не признан) возложен на миссию ОБСЕ. Россия будет надсмотрщиком над "сепаратистами" на юге и востоке Украины, а США - неформальным надзирателем над украинскими властями, чтобы они вели реальный диалог со всеми регионами.

Сам факт появления женевского заявления (это даже не аналог "плана Саркози" во время войны с Грузией, который предусматривал ряд однозначных конкретных шагов) может трактоваться Россией как неформальное признание США и ЕС Крыма в ее составе. А США и ЕС, в свою очередь, могут трактовать эти переговоры как неформальное признание Москвой легитимности нынешней временной украинской власти.

При этом "коридор возможностей" для нарушения ни к чему жестко не обязывающего женевского документа тоже очень широк. Естественно, если эскалация украинского кризиса продолжится, США и ЕС - с одной стороны и Россия - с другой будут обвинять в этом друг друга.

В любом случае экономические и политические издержки милитаризации украинского кризиса для мира и России таковы, что лучше вести бесконечные переговоры со взаимными обвинениями, чем пытаться военной силой разрубить гордиев узел тяжелейших проблем украинской государственности.

Гражданам Украины можно только посочувствовать: благодаря безответственности собственной политической элиты они стали заложниками попыток мирового сообщества сформировать хоть какие-то правила геополитической игры в условиях полного краха прежних.

Украина стала одним из эпицентров мировой истории и, наверное, с удовольствием бы согласилась как можно скорее вновь оказаться на ее периферии, сохранив государственность и хоть какое-то подобие национальной экономики.

Женевские переговоры немного отодвинули угрозу масштабной "холодной" и даже "горячей" войны. И уже потому являются несомненным успехом.