"Пятая колонна, чужие среди нас" - это Андрей Макаревич, Юрий Шевчук, Алексей Навальный, Борис Немцов и Илья Пономарев

Sunday, 13 April. 2014

Провисел плакат недолго, вскоре подъехали полицейские, один из сотрудников забрался на крышу здания, снял его. Плакат свернули, положили в багажник служебного автомобиля, и наряд удалился. Ответственность за акцию взяли на себя активисты из "Главплакат.ру", называющего себя "интернет-изданием", "арт-площадкой", а также "иллюстрированным дайджестом основных событий в России и в мире". Для сотрудников Дома книги появление баннера на фасаде оказалось неожиданностью, рассказал Радио Свобода администратор магазина Николай Ерофеев. По его словам, Дом книги к этой акции не имеет никакого отношения, все претензии надо предъявлять к полицейским, а точнее, к тем, кто охраняет крышу и улицу, по которой на работу каждый день ездит "сами знаете кто".

Участник "демонстрации семерых" на Красной площади против ввода советских войск в Чехословакию Павел Литвинов убежден, что портреты известных людей, выступающих против присоединения Крыма к России, и оскорбительная надпись - один из методов запугивания "несогласных".

Андрей Макаревич, комментируя произошедшее, сказал Радио Свобода, что его мало интересует этот плакат и люди, которые его вывесили. Депутат ГД Илья Пономарев напротив, был ироничен, заявил, что только мечтать мог о том, чтобы попасть в такую замечательную компанию музыкантов, как Юрий Шевчук и Андрей Макаревич. "Жаль, на баннере не было моего любимого Бориса Гребенщикова".

Дозвониться до авторов и изготовителей этого плаката не удалось, прокомментировать это события взялся участник другой подобной акции под названием "Поддержал санкции США - потерял лицо", студент социологического факультета МГУ Валерий Иванов. Иванов и его товарищи 7 апреля провели флешмоб у здания радиостанции "Эхо Москвы" с лицами, заклеенными непрозрачной липкой лентой и в майках с надписью "Я призывал к санкциям против народа - я потерял лицо". На груди каждого участника были написаны фамилии Макаревича, шахматиста Каспарова, экономиста Илларионова и ряда других известных людей. Иванов разделяет позицию анонимных активистов, которые вывесили баннер на фасаде Дома книги, и также осуждает всех тех, кто не поддерживает присоединение Крыма к России. Правда, в беседе с корреспондентом Радио Свобода он не смог процитировать ни одного высказывания Макаревича, Илларионова и Каспарова о санкциях против российских чиновников.
 
Павел Литвинов называет акции с использованием плакатов и баннеров на стенах домов в отношении "несогласных" обычной травлей. Путину и его окружению нужна всенародная поддержка, чтобы оправдать свои действия в Крыму. И когда отдельные индивидуумы думают иначе, Кремль это раздражает. В 60-е, когда Литвинов и его товарищи осудили вторжение советских войск в Чехословакию, о них почти никто не знал, и народ никак не мог реагировать на протесты диссидентов. "О нас иногда писали в прессе, называя тунеядцами, алкоголиками и сумасшедшими, в то же время редко объясняли, "против чего" мы протестовали", - вспоминает времена своей молодости Литвинов. Сейчас другое время, власти пытаются использовать так называемую тактику народного протеста, заткнуть рот человеку, инакомыслящему, назвав его "пятой колонной" и натравливая на него то ли "убежденного патриота", то ли циничного карьериста. Крым взят, дальнейшая цель - продолжать свою империалистическую политику на остальной части Украины, для этого надо иметь максимальную поддержку у населения. Литвинов считает, что это пока еще не тоталитарное государство, но все идет к тому, что было раньше.