Загадки исчезнувшего лайнера
Еще в 2008 году авиаперевозчик Malaysia Airlines совместно с британской компанией AeroMobile запустили новый сервис, позволяющий пассажирам использовать средства связи, отправлять и получать текстовые сообщения на свои мобильные телефоны не только из аэропорта, но и в воздухе, во время полета. Услуга доступна на всех без исключения самолетах Боинг 777-200, в том числе и тех, которые обслуживают рейсы в Китай и Японию. Malaysia Airlines также дала гарантии того, что спутниковая система абсолютно безопасна и не оказывает негативного влияния на бортовые навигационные системы самолета или наземных служб. Таким образом, можно предположить, что пассажиры пропавшего в ночь на 8 марта рейса MH370 Malaysia Airlines также имели доступ к сети передачи данных и могли использовать свои мобильные телефоны во время полета. Однако до сих пор не появилось никаких сведений о каких-либо текстовых сообщениях или твитах, полученных родственниками, друзьями или деловыми партнерами этих пассажиров. Почему?
Может быть из-за высокой стоимости этой услуги?
Расценки на международный роуминг варьируются в зависимости от оператора мобильной связи, но обычно, в среднем, стоят в пределах $3-5 за минуту - довольно дорого. Определенно, этот фактор ограничивает количество людей на борту самолета, которые могли бы воспользоваться этим сервисом. Но опять же, высока вероятность того, что на борту лайнера среди двухсот пассажиров присутствовали бизнесмены и люди с достаточно высоким уровнем дохода, для которых подобные тарифы не являются преградой в общении с деловыми партнерами, коллегами и родственниками.
Неопределенность FCC
Мобильный интернет сервис на борту самолета пока еще не стал универсальным и общедоступным во всем мире. Даже FCC (Federal Communications Commission - Федеральная Комиссия по Связи США) еще не вынесла решения по его использованию. И предложения по расширению услуг доступа авиапассажиров к мобильной связи на 2014 год до сих пор не утверждены. В случае их принятия повится дополнительная необходимость разрешения на предоставление этих услуг для отдельных компаний, выполняющих рейсы на высоте более 10000 футов.
Какие авиалинии предлагают эту услугу?
Возможность использования мобильной связи во время полета для пассажиров Malaysia Airlines и других авиаперевозчиков обеспечивают две крупные, конкурирующие между собой компании - Mobile OnAir и Aeromobile. Международные авиалинии Are Lingus не позволяют голосовые вызовы, только WiFi и обмен текстовыми сообщениями. Air France дает возможность текстового общения и Wi-Fi только на дальних рейсах B77-200, British Airways предлагает Wi-Fi, голосовые вызовы и текстовые сообщения на своих рейсах Club World London City с помощью поставщика услуг мобильной связи On Air.
Хронология
Лайнер с 227 пассажирами из 14 стран и 12 членами экипажа на борту вылетел из аэропорта Куала-Лумпур в 0:41 по местному времени, в субботу 8 марта 2014 года. Связь с самолетом поддерживалась два часа - до 2:40. У пассажиров было почти два часа после взлета, чтобы использовать свои телефоны для передачи данных или связи со знакомыми и родственниками. Но до сегодняшнего дня ни в одном репортаже не упоминалось ни одного твита, фотографии или обновления статуса в соцсетях, никаких текстовых сообщений, которые были переданы пассажиром или членом экипажа самолета за время этого короткого полета.
Старые твиты
Зато в интернете начали "всплывать" фотографии некоторых пассажиров и членов экипажа, которые были сделаны до рокового полета. Филипп Вуд (один из трех американских пассажиров рейса MH370), сотрудник компании IBM, который совсем недавно переехал в Малайзию, на этой фотографии запечатлен возле своего офиса.
Другой Twitpic зафиксировал стюарда рейса MH370, Эндрю Нари. Обратите внимание на дату и время размещения снимка в сети. Пользователь @PapaGomo, опубликовавший фото, утверждает, что снимок сделан во время рокового полета, но это очень сомнительно.
Причины молчания
Теория заговора будет безудержно и неумолимо развиваться в ближайшие дни и недели, в то время как авиакомпания и правительственные чиновники пытаются отделить факты от вымысла. Уже появилась информация о двух украденных паспортах, принадлежащих австрийцу по имени Кристиан Козел и итальянцу Луиджи Маралди - она позволяет предположить, что двое неизвестных пытались проникнуть на борт самолета под прикрытием похищенных документов (возможно - террористы, возможно - просто нелегальные мигранты). Если имела место какая-то внезапная чрезвычайной ситуация, которая вызвала необходимость отключить мобильный сервис для пассажиров на два часа в самом начале этой злополучной ночи, то возникает другой вопрос - почему ни пилот, ни второй пилот также не имели возможности пообщаться о служебных или личных делах хотя бы с коллегами, пилотами других самолетов в воздухе или персоналом авиакомпании на земле? А если связь работала без перебоев, то почему ни один из 239, находившихся в самолете, не отправил ни одной SMS-ки, не твитнул радостное "все в порядке - мы взлетели!", не выложил свежую фотку на фоне ночного иллюминатора? Во время многих крупных катастроф, авиапроисшествий, угонов самолетов социальные медиа играли важную роль в воссоздании истинной картины событий, по минутам и секундам, по словам и смайликам давали возможность выяснить - что же все-таки произошло. Почему 8 марта наступила эта тишина? Трагическая тишина.