Клиенты "Газпрома" опасаются, что Россия может влиять на мировые нефтяные цены, к которым привязаны цены на газ

Saturday, 15 February. 2014

Французская Gaz de France Suez SA намерена пересмотреть свои контракты с ведущими поставщиками: алжирской Sonatrach, норвежской Statoil и российским "Газпромом". Об этом в пятницу сообщает Bloomberg со ссылкой на главу GDF Жан-Франсуа Сирелли. По его словам, долгосрочные газовые контракты должны зависеть от спотовых цен на газ, а не быть привязанными к нефтяным котировкам, как это происходит сейчас.

"Альтернатива - отказаться от долгосрочных контрактов, которые привязаны к ценам на нефть, и покупать газ на спотовом рынке", - заявил Сирелли.

Он добавил, что контракты с такими крупными поставщиками, как "Газпром", Sonatrach и Statoil, должны стать более похожими на соглашения с британскими компаниями, в которых рыночные механизмы почти полностью заменили привязку к нефти.

Представитель "Газпрома" комментировать заявление Сирелли отказался.

Gaz de France по действующему соглашению имеет право требовать пересмотра договоров не чаще чем раз в два года. Летом прошлого года французы уже добились от России скидки на газ. Ее размер не оглашался, по неофициальным данным, она не превысила 10%. При средней цене европейских поставок в $380 за 1 тыс. кубометров (цены по странам-потребителям "Газпром" не раскрывает), а также с учетом среднегодовых объемов закупки примерно в 8 млрд кубов скидка позволила GDF сэкономить около $300 млн.

В прошлом году Франция закупила у "Газпрома" 8,2 млрд кубометров газа. Страна не входит в число крупнейших потребителей российского газа в Европе: Германия закупает более 30 млрд кубометров, Италия в прошлом году нарастила объем закупок с 15 млрд до 25 млрд кубов. Кстати, итальянская Eni в четверг заявила, что также намерена пересмотреть свои действующие контракты к 2016 году.

Средняя цена долгосрочных европейских контрактов "Газпрома" в 2014 году должна составить около $372 за 1 тыс. кубометров. Об этом в январе говорил зампред правления компании Андрей Круглов. По данным агентства Argus, в декабре цена спотовых (разовых) контрактов на нидерландском хабе TTF составляла €28 за 1 мегаватт в час, или $380 (по курсу на декабрь) за 1 тыс. кубометров.

Контрагенты "Газпрома" постоянно давят на компанию с тем, чтобы она привязала свою цену к споту. При этом привязка долгосрочных контрактов к нефтяным индексам была предложена в начале 60-х годов прошлого века Нидерландами. В 2010 году "Газпром" впервые согласился включить в ценообразование спотовую составляющую, которая в прошлом году составила лишь 7,8%.

В настоящее время Еврокомиссия ведет в отношении "Газпрома" антимонопольное расследование, которое может грозить российской компании штрафами в размере $10-15 млрд. Одной из претензий ЕК является как раз привязка цен к нефти. Еврокомиссия полагает, что российский монополист мог навязать потребителям такое ценообразование, злоупотребив своим доминирующим положением.

На спотовых ценах настаивал и Китай, с которым "Газпром" уже несколько лет не может договориться о стоимости поставок. Причем китайцы требовали привязки к американскому Henry Hub, где цены более чем в два раза ниже европейских. Это обусловлено "сланцевой революцией", которая дала Штатам много дешевого газа из нетрадиционных источников. "Газпром" от привязки к Henry Hub отказался.

"Спотовый рынок физически слишком мал, и он реагирует на любой шок - достаточно крупному игроку выбросить на него значительные объемы газа, и цены упадут, - рассказывает источник в российской газовой отрасли. - Или наоборот, когда в 2012 году странам Западной Европы понадобилось больше газа из-за холодов, а его на спотовом рынке не оказалось, спотовые цены превысили цены "Газпрома".

Директор по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко также отмечает, что крупный поставщик способен манипулировать ценами газового спота. В отличие от мировых нефтяных котировок, на которые тот же "Газпром" влиять не может. "Кроме того, спотовый рынок во многом зависит от поставок сжиженного газа (СПГ), а сейчас его основные объемы перенаправляются с европейских рынков на премиальные азиатские, где из-за высокого спроса цена превышает европейскую в полтора-два раза, - говорит эксперт. - При этом поставки "Газпрома" в Европу по долгосрочным контрактам растут (за 2013 год они выросли на 16% и превысили 160 млрд кубов)".

По мнению Мищенко, французы пытаются следовать тенденции общего давления на "Газпром" и добиться от него очередной скидки. Как раз на этой неделе сообщалось, что это удалось греческой DEPA.

А вот глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что Европа, и в частности Франция, хочет избавиться от нефтяной индексации газовых цен в связи с тем, что у России есть рычаг воздействия на нефтяные котировки.

"Пожалуй, европейцы видят, что у России много возможностей для влияния на нефтяные цены - например, путем "подогрева" ситуации на Ближнем Востоке, - поясняет эксперт. - Европейцы хотят, чтобы цена на газ зависела от спроса и предложения (и от погоды), а не от поставок российского оружия на Ближний Восток".

По прогнозу Корчемкина, долгосрочные контракты были и останутся основой газовой торговли во всех странах, включая Англию и США, так как именно они обеспечивают финансирование газопроводных проектов. "Но доля нефти в индексации цен долгосрочных контрактов в континентальной Европе продолжит сокращаться", - уверен эксперт.