Украина становится испытательным полигоном нового сверхжесткого курса России

Saturday, 25 January. 2014

Законопроект был внесен в ноябре 2012 года депутатами от "Единой России" Евгением Федоровым, Антоном Романовым и Магомедом Селимхановым. Согласно документу, СМИ, которые получают деньги и имущество в объеме более 50% от собственных доходов от иностранных источников и участвуют в освещении политической деятельности, должны официально указывать, что являются "иностранными агентами". Вполне логичный законопроект, после того как в России уже принят закон об объявлении иностранными агентами некоммерческих организаций. И применен строго по назначению: против тех НКО, которые Кремль считает политически вредными.

Почему же вдруг закон отозвали? Не для того, чтобы выполоть с нашего правового поля очередной сорняк диктатуры. "Мы просто ужесточаем формулировки, связанные с "иностранными агентами". Там было 50% иностранного финансирования. Мы считаем, что надо увеличить эту цифру (видимо, он имел в виду все-таки уменьшить.- С.Н.) после последних событий на Украине, где, по сути, СМИ провоцировали гражданскую войну. По сути, такая же ситуация и в России", - сказал пока еще агентству РИА Новости один из авторов законопроекта Евгений Федоров.

Итак, по мнению непоследнего человека в партии власти, российские СМИ провоцируют гражданскую войну, как и украинские. Нет ни малейших сомнений, что если бы Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС, никаких майданов, погромов и "коктейлей Молотова" в центре Киева не было бы и в помине. Как минимум часть ответственности за тот выбор, который сделала украинская власть и который привел к крови, несет Россия: к этому выбору всеми силами, кроме военной, Януковича склонявшая. Но для российских граждан важно, как российская власть использует эти события внутри России. Слова главы российской дипломатии Сергея Лаврова о том, что украинские события "нарушают нормы европейского поведения", звучат особенно цинично: Россия приложила максимум усилий, чтобы украинские власти не сделали европейские нормы своими. И уж точно эти нормы не указка для самой российской власти.

Желание авторитарных режимов в их предзакатную пору обвинять СМИ или интернет в провоцировании гражданской войны стало общим местом. В разное время интернет в своих странах пытались полностью блокировать Хосни Мубарак в Египте - буквально за пару дней до свержения, и Башар Асад в Сирии. Авторитарные режимы тем и отличаются от демократических, что никогда не признают собственной ответственности за протесты населения. Все, кто не согласен с такой властью, по ее мнению, иностранные агенты, едоки госдеповских печенек.

Украина уже однажды стала источником политического вдохновения для российских властей. Первая волна авторитаризма захлестнула Россию после "оранжевой революции" и неудачных попыток Кремля протащить абсолютно пророссийского, как тогда казалось российской власти, Януковича в президенты в 2004 году. Антизападная истерия, гонения на независимые СМИ, ужесточение выборного законодательства и использование властью массовых фальсификаций на выборах всех уровней стало ответом на совершенно мнимую на тот момент для России "оранжевую угрозу".

Сейчас оснований опасаться серьезных социальных потрясений у российской власти гораздо больше. Провал экономического курса налицо, что очень скоро прямо отразится на кошельках миллионов людей. Рост безработицы и падение доходов населения в ближайшие пару лет выглядит практически безальтернативным сценарием для страны. Третий срок Путина изначально построен на отрицании тезиса о президенте всех россиян. Путин стал играть в президента так называемого "простого народа" - самых бесправных, аполитичных, нищих, забитых людей. На противопоставлении "трудового народа" жирующим "бездельникам-хипстерам". Публичных противников власти начали законодательно ограничивать в праве проведения массовых акций. Законодательно ввели в политическую практику институт "иностранных агентов". Пошла волна громких отставок видных фигур в средствах массовой информации и ликвидации самих СМИ, затронувшая даже государственные и абсолютно лояльные власти. Сейчас, когда российская экономика начинает платить по счетам российской политики, а человек, возглавляющий страну полтора десятилетия, по определению уже не может быть президентом надежд, у власти особенно велико искушение довести охранительный курс до предельных масштабов. Ложно понятый инстинкт самосохранения становится единственным мотивом принятия ключевых политических решений в стране. А Украина на наших глазах становится испытательным полигоном нового сверхжесткого курса России.