Телеведущий Дмитрий Киселев был удостоен "Оскара" за вранье от участников Евромайдана

Saturday, 14 December. 2013

Покупка эта, в свою очередь, последовала через два месяца после назначения гендиректором "Газпром-Медиа" бывшего министра печати Михаила Лесина, который принимал в свое время самое деятельное участие в разгроме первого НТВ.

Не секрет, что назначение Михаила Лесина - это гораздо больше, чем просто назначение. Дело в том, что 100% "Газпром-Медиа" принадлежит "Газпромбанку" братьев Ковальчуков, считающихся одними из самых доверенных лиц президента Путина. Однако Николай Сенкевич, который руководил "Газпром-Медиа" до Лесина, де-факто подчинялся другому доверенному лицу - Алексею Миллеру, главе "Газпрома".

Таким образом, два последовавшие с разрывом в два месяца события - назначение Михаила Лесина и покупка "Профмедиа" привели к созданию информационной монополии. Практически все негосударственные телеканалы, радиостанции и другие крупные медийные активы оказались (так или иначе) под контролем братьев Ковальчуков.

"Газпром-Медиа" - это три телеканала (НТВ, НТВ-плюс и ТНТ) и пять радиостанций, "Профмедиа" - три телеканала и четыре радиостанции, "Национальная Медиа Группа", которая тоже контролируется Ковальчуками, - это РЕН ТВ, "Пятый канал", "Русская служба новостей", "Известия", LifeNews. Еще у Ковальчуков есть 25% СТС-медиа (телеканалы СТС, "Домашний" и "Перец"), купленных у "Альфа-Групп" за 1 млрд долларов в мае 2011-го, и 25% Первого канала, купленных у Романа Абрамовича в феврале 2011-го (по слухам, сумма сделки составила всего 150 млн долларов, что, видимо, объясняется ее внерыночным характером).

 Иначе говоря, ушла в прошлое медиа-самодеятельность лояльных Кремлю олигархов или медиамагнатов типа Ашота Габрелянова, который продал Ковальчукам свой News Media еще в 2008-м. Процесс вышел на финишную прямую. Путин любит монополии. И точно так же как "Роснефть", видимо, сосредоточит в своих руках почти все нефтяные активы, так и братья Ковальчуки, видимо, сосредоточат в своих руках активы медийные.

Заметим, речь идет не об укрощении СМИ. "Профмедиа" или Габрелянов были и так лояльны. Речь идет именно о монополизации. И здесь мы сталкиваемся еще с одной особенностью процесса, которая отличает нынешнюю власть от советской.

Советская власть была озабочена монополией исключительно в идеологическом плане. В нашем же случае монополизация медийного рынка сопровождается монополизацией рынка рекламного, и это еще вопрос, какая из составляющих важней для счастливых владельцев.

Крупнейшим игроком на рынке телевизионной рекламы в России давно был "Видео Интернешнл". "ВИ" контролировал около 70% рынка, а львиная доля оставшегося контролировалась "Алькасаром", продававшим рекламу НТВ. Теперь НТВ перешло под реальный контроль "Газпром-Медиа", а "ВИ" был продан структурам все тех же Ковальчуков еще в июне 2010 года. То есть то, что сейчас создают братья Ковальчуки, - это не Гостелерадио. Это Гостелерадиовидео Интернешнл.

Зачем нужен такой могучий инструмент, и с идеологической, и с коммерческой точки зрения понятно. Сложнее понять другое: почему Ковальчуки поставили его менеджером именно Михаила Лесина (что назначение было одобрено Путиным, это понятно, но все-таки предлагали кандидатуру - в этом большинство участников рынка сходятся - именно Ковальчуки).

Учитывая, что Михаил Лесин был одним из основателей "Видео Интер-нешнл", можно предполагать, что близкое знакомство Ковальчуков и Лесина состоялось как раз в момент продажи рекламного гиганта. Некоторые участники рынка предполагают, что назначение Лесина является частью пакетных соглашений при покупке "Видео Интернешнл".

Я могу предположить и другое объяснение. Министр печати Михаил Лесин не просто сыграл одну из ведущих ролей в разгроме "старого" НТВ. Он уже тогда, как говорят, строил планы создания гигантского медийного холдинга. Однако в 2001-м Путин не захотел передавать Лесину то, что было забрано у Гусинского. И время не пришло, и доверенные люди у Путина другие. Тогда, получается, Лесин сейчас строит для других то, что хотел построить для себя.

Проблема, конечно, в том, что Лесин - это человек с определенной жизненной историей, определенной репутацией и определенным количеством накопившихся за время этой жизненной истории обид, которые он теперь получил возможность "окешить" (на мой взгляд, скорее в ущерб, чем в прибыток коммерческим и идеологическим интересам новой монополии).

Реорганизация РИА Новостей - хороший тому пример. Глава РИАН Светлана Миронюк была ровно тем, что нужно Кремлю для укрепления того самого "международного имиджа": лояльный профессионал, который делает продукт высокого класса, демонстрируя при этом как бы объективность. Но Миронюк и Лесин, по отзывам участников рынка, были в очень плохих отношениях: Миронюк даже, по слухам, выселила Лесина из его кабинета. В результате Миронюк уволена накануне Олимпиады, а улучшать международный имидж России будет Дмитрий Киселев.

И конечно, когда "Россия сегодня" поведает миру, что Евромайдан - это месть шведских геев за поражение под Полтавой, это поднимет имидж России в мире на недосягаемую высоту. И лишний раз привлечет внимание мира к медийно-рекламной монополии Ковальчуков, которая, заметим, до назначения Лесина редко это внимание привлекала.