Пока в Кремле открывают, возлагают и награждают, на российские улицы выходит "Русский марш"

Thursday, 7 November. 2013

Автомобилисты, инженеры-механики, а также поклонники Хеллоуина могут гулять только в том случае, если они свободны от политических репрессий и тюрем. Далее подряд следуют дни: военного разведчика, сотрудников органов внутренних дел, специалистов по безопасности, участковых уполномоченных полиции… Госбезопасность окружает россиян таким заботливым кольцом, будто страна до сих пор оккупирована войсками Антанты.

 Апофеоз мощной симфонии защищенности - День народного единства. Ему нет ни пары, ни рифмы. Нынешний праздник - особенный. 4 ноября 2013-го зафиксирована печальная данность: в нашем общем доме невозможно спастись не только от "медленной отравы бытия" (Баратынский), но и от отравы внезапной, быстродействующей. Голубой, как пена на губах заложников, экран (сравнение навеяно терактом на Дубровке, годовщину которого ТВ снова не заметило) впал в пропагандистский коллапс.

А как все славно начиналось! Замена Октябрьской революции на народное единение не всем пришлась по вкусу. Зато оформители режима немедленно впали в благодатные аллюзии. Михаил Леонтьев объявил в программном сочинении "Конец смутного времени": "История смуты - это история предательства страны ее политической элитой". Так был задан перспективный тренд: всему виной лихие девяностые. Смута по-леонтьевски - это Ельцин на танке у Белого дома; семибоярщина - это семибанкирщина; блестящий пиарщик Шуйский, сам себя призвавший на царство, - победивший Ходорковский. То, что в веке семнадцатом смута, в нашем веке - идеи либеральной демократии. Вывод краток: 4 ноября - "чудо преодоления смуты". Чудо в который раз становится главным инструментом русской истории.

Однако высокая нота данной пропагандистской мелодии плохо вписывалась в контекст промежутка. Ельцинское ТВ кончилось, путинское металось в поиске лица. Ранние 2000-е знаменовались умиранием политвещания. Пустоты заполнялись исследованием либидо россиян, преимущественно известных, под соусом "Про это". Рождалось стойкое ощущение, что на одной шестой части суши плоть победила дух. А меж тем очередное чудо русской истории по фамилии Путин нуждалось совсем в ином обрамлении. Впрочем, господам оформителям было не до тонкостей - успеть бы справиться с очередными выборами. И только когда случилось третье пришествие Владимира Владимировича, настало время духовных скреп. Скрепы всем хороши, кроме одного - из них рейтинга не выжмешь. Рейтинг на ТВ дают сильные эмоции, а их относительно скреп испытывают разве что Путин с патриархом Кириллом и примкнувший к ним (недавно) Сергей Иванов. Налицо конфликт интересов. Растерянность спровоцировала эпидемию фриков.

Даже респектабельный Первый канал не смог ее избежать, превратив львиную долю эфира в территорию коллективной мамы Наташи Королевой. Границы спектра необозримы - от вечно жизнерадостного певца желудочно-кишечного тракта Малахова до вечно юных и восхищенных певиц советского строя Вовк и Веденеевой. Остальная часть эфира отдана коллективному Мамонтову с его многообразием истерических и верноподданнических интонаций. Фрики хорошо размножаются в трэше хоть бытовом, осененном хамоватой Розой Сябитовой, хоть политическом, связанным со все раздувающимся от собственной значимости Дмитрием Киселевым.

Одним словом, с такими силами духовные скрепы не выкуешь. Отсюда - драма пропаганды. Ее знак и символ - новый проект госканала "Развод по-украински". Он осенен всегда актуальной гоголевской идеей: "я тебя породил, я тебя и убью" (в случае если Украина выберет не Таможенный, а Европейский союз). Проект стилистически отсылает зрителя даже не к Кукрыниксам, порой изобретательным в своих агитках, а к лобовым "Окнам РОСТА". Вот и получается, что ковать духовные скрепы способен один лишь Путин опять же в компании патриарха Кирилла. Они и куют, как могут. Произносят ярко окрашенные патриотизмом программные речи. В День единения посещают выставку в Манеже "Православная Русь. Романовы". Открывают, возлагают (цветы), награждают (в том числе друг друга). Сам Путин в качестве венца единения удостоился от патриарха награды за сохранение державной России.

Не очень ясно, что понимается под высокой наградой Всемирного русского собора, зато ясно другое. Пока в Кремле открывают, возлагают и награждают, на улицы выходит "Русский марш", который стал главным смыслом Дня народного единства. Почему так случилось? А потому. Путинские идеологи больше всего опасались тех, кого два века назад Жозеф де Местр, философ, дипломат, сардинский посланник в России, называл "Пугачевым с университетским дипломом". Вся мощь государства была направлена против несогласных из просвещенного класса, вытесненного, как дворянство накануне декабризма, с политического и экономического поля. Появление Пугачева без диплома никого не волновало, да и сейчас не волнует. Охотно верю национал-демократу Константину Крылову. Он не удивлен тому, что на "Русском марше" появилась запрещенная фашистская символика, хорошо известная полицейским. "Значит, - говорит Крылов, хитро прищурясь, - это кому-то очень нужно".

Российские режимы, от имперского до советского, привычно заигрывали с националистами, но, пожалуй, еще никогда на стороне последних не была примерно половина населения. Меня в истории с маршем, признаюсь, поразил не колеблющийся над бездной Навальный. И не сами его участники с густой кашей в голове и подпадающими под разные статьи УК баннерами в руках. И даже не наши правители, в духе марширующих заменившие слово "российский" на слово "русский". Поразили общие, взятые с высоты птичьего полета планы улицы Перервы в Люблино. Как прежде поразили общие планы Бирюлева. От этих московских картин веяло такой осенней безнадежностью, что я совсем другими глазами стала смотреть на марширующих.

Госканалы их и вовсе не заметили. "Чем сегодня мы едины?" - задается вопросом "Воскресное время". Известно чем: гармошками, колоколами, жизнерадостными узбеками и рассуждениями о том, как "нам хорошо вместе". Главный материал выпуска посвящен детским конкурсам красоты, где имеются новации. Нет, я не о том, что маленьким девочкам делают ботокс и щедрый макияж. Я о том, что теперь в конкурсе участвуют и малышки до года. Победила крошка Катя. Ей вручили подарок - бесплатный пожизненный маникюр.

Пока русские маршируют, страна сидит по уши в ботоксе в ожидании пожизненного маникюра.
Автор: Слава Тарощина