Сергей Лавров: в случае сближения с Евросоюзом украинцам придется менять технологию производства сала

Tuesday, 29 October. 2013

До судьбоносного саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе, где должно быть официально закреплено политическое и торгово-экономическое сближение Украины с Евросоюзом, остается меньше месяца. Москва, однако, не оставляет попыток заманить Киев в свой - Таможенный - союз или хотя бы убедить Украину не торопиться оформлять свои отношения с ЕС.

В воскресенье президент РФ Владимир Путин принимал в Сочи своего украинского коллегу Виктора Януковича. По данным "Ъ", их беседа в формате тет-а-тет, детали которой держатся в строгой тайне, продлилась более пяти часов. Вечером того же дня в Ростове-на-Дону встретились делегации МИД РФ и Украины во главе с министрами Сергеем Лавровым и Леонидом Кожарой. Дипломаты пообщались за ужином, а затем вновь воссоединились утром, проведя друг с другом почти весь вчерашний день. В двусторонней повестке много сложных тем - от демаркации границы и Азово-Керченского урегулирования до проблем Черноморского флота. Однако все они меркли на фоне накала страстей вокруг геополитического выбора Украины.

Сергей Лавров вновь и вновь возвращался к этому вопросу, убеждая украинского коллегу в том, что в случае сближения Киева с Брюсселем украинской экономике не поздоровится и что украинским властям нет надобности спешить со столь ответственным решением. Россия, по его словам, хоть и не станет вводить запрет на ввоз украинских товаров, но Киеву больше не стоит рассчитывать на льготный режим в рамках Договора о зоне свободной торговли СНГ. "Если украинский рынок будет перегружен конкурирующими товарами из ЕС, России придется защищать свой рынок",- предупредил глава МИД РФ.

Москва, с одной стороны, ругает Брюссель за давление на Киев, а с другой - сама внушает Украине, что ей не удастся усидеть на двух стульях. Вчера Сергей Лавров раскритиковал ЕС за то, что тот навязывает Украине принцип "с нами или против нас", и одновременно предупредил Киев, что после Вильнюса "присоединиться к Таможенному союзу он уже не сможет".

Логику Москвы "Ъ" объяснил источник в российской делегации: "РФ не нравится, что ЕС вынуждает Киев определяться со своим внешнеполитическим курсом в столь короткий срок. При этом Россия ничего не имеет против либерализации торгового режима между Украиной и ЕС, поскольку сама в перспективе намерена создавать с ним общий рынок. Но в Москве считают, что РФ и Украина должны сближаться с Евросоюзом одновременно. И не сейчас, а через пару лет, когда экономики обеих стран станут более конкурентоспособными по сравнению с ЕС".

По словам еще одного российского дипломатического источника "Ъ", Москва даже нашла способ совместить этот сценарий с евроустремлениями Киева. "Есть другие форматы взаимодействия с ЕС - как это делают, например, Швейцария и Норвегия",- пояснил он, добавив, что речь идет о Европейской ассоциации свободной торговли - ЕАСТ (в нее также входят Исландия и Лихтенштейн.- "Ъ").

Украина же рассчитывает, что ей удастся балансировать между Европейским и Таможенным союзами. Леонид Кожара вчера прямо заявил, что не видит противоречий между ними. "Те, кто говорит, что Украина сближается с Евросоюзом, чтобы отдалиться от России, глубоко заблуждаются. Россия всегда была, есть и будет стратегическим партнером для Украины,- заверил он.- Евроинтеграция не самоцель, а инструмент. Мы хотим модернизировать нашу страну, перейти на евростандарты, повысить уровень жизни наших граждан. Иными словами, хотим построить Европу внутри Украины и искренне считаем, что Россия от этого только выиграет".

Эти слова были призваны успокоить Сергея Лаврова, но они, похоже, задели его. "Мы тоже считаем себя европейцами,- возразил он.- И считаем неправильным слепо воспроизводить у себя все, что есть в ЕС. Нам важно сохранить свои уникальные цивилизационные черты". Глава МИД РФ с вызовом посмотрел на украинского коллегу, но тот оставался непреклонным, продолжая говорить об исходе саммита в Вильнюсе как о решенном вопросе.

И тут Сергей Лавров выдвинул припасенный на крайний случай аргумент: в случае сближения с ЕС украинцам придется менять технологию производства сала, так как нынешняя требованиям Евросоюза не соответствует. Но даже этот аргумент на украинцев не подействовал. Киев, похоже, уже не переубедить.