Во второй серии канадской игры-стратегии Company of Heroes "Восточный фронт изображен так, что волосы встают дыбом"

Saturday, 7 September. 2013

Первая серия "Company of Heroes" ("Рота героев") была типичным компьютерным эпосом о Второй мировой с четким злом (фашистами) и добром (союзниками). В Company of Heroes 2 неожиданно появился сложносочиненный сюжет, который сложно назвать иначе как феерическим.

Приготовьтесь: суровая зима 1952 года. В таежный лагерь к заключенному Льву Абрамовичу Исаковичу приезжает его фронтовой командир Чуркин в кожаном пальто. Вместе герои начинают вспоминать все те ужасы, которые они совершили во время войны: Исакович - по приказу, Чуркин - по велению сердца. В одной миссии советские офицеры зачем-то перед отступлением сжигают деревню вместе с запертыми в избах соотечественниками. В другой, Сталинградской, отправляют безоружных солдат на вражеские доты. В третьей командуют заградотрядом. В четвертой сначала посылают пехоту устроить засаду в поле, а потом обливают это поле бензином и поджигают своих же бойцов.

По ходу дела герои казнят без всякого трибунала никак не меньше сотни солдат. Исакович при этом испытывает угрызения совести и между боями пишет мемуары: "Миллион человек погибли ради какой-то фотографии на крыше Рейхстага"; "Мы сменили одну тиранию на другую". В конце лагерного разговора Чуркин наводит на ненавистного ему элемента наган, но стреляет в охранника. "Беги, ты должен рассказать людям правду", - шепчет раскаявшийся коммунист, и Исакович в одной телогрейке с книгой под мышкой исчезает в зимней таежной ночи. Сентиментальный Чуркин тем временем пускает себе пулю в лоб.

Помимо захватывающего художественного повествования в игре есть что-то вроде исторической справки. Согласно ей, главной причиной победы над фашизмом стали действия Генерала Мороза, а не советских солдат. Между миссиями игроку даются дельные советы: "Не жалейте рядовой состав для достижения тактических целей". Когда до разработчиков дошли первые упреки в неадекватности сюжета, лидер проекта Квин Даффи сказал, что его команда опиралась на романы Василия Гроссмана. Обладают ли молодые разработчики игр из Канады и воевавший советский писатель одинаковым моральным правом и насколько совпадают их художественные задачи - вопросы для отдельной колонки. Которая бы состояла из одного слова: "Нет".

В компьютерных играх русских принято изображать так же, как до недавних пор в голливудском кино - экспортерами криминала и войны, жестокими солдатами и ненадежными союзниками. Геймеры любят сражаться с четырьмя всадниками Апокалипсиса - арабами, корейцами, русскими и инопланетянами.

Даже если одна из этих лошадей давно выдохлась, пристреливать ее никто не намерен. Фашисты, кстати, в список архиврагов геймера не входят. В большинстве игр они - что-то вроде цунами или нашествия зомби: безликий катаклизм.

Из кино обидные стереотипы о России стали исчезать вовсе не благодаря разрядке в политических отношениях или грамотной пропаганде какого-нибудь Russia Today, а лишь по экономическим причинам. Национальный прокат в последние годы растет все быстрее, билеты дорожают, и начинается магия. В "Тихоокеанском рубеже" героические пилоты Алексей и Саша Кайдановские, управляя роботом "Черный Альфа", в одиночку обороняют от морских чудовищ полконтинента. В мультфильмах "Мадагаскар" и "Самолеты" появляются симпатичные русские персонажи. В "Гравитации" Сандра Буллок и Джордж Клуни парят в космосе с триколором на плечах. В "Росомахе" много экранного времени у Светланы Ходченковой, в "Стартреке" - у Антона Ельчина. В рекламном трейлере "Войны миров Z" прокатчики и вовсе пошли на обман: обещали отправить Брэда Питта в Россию, хотя в самом фильме речь идет об Индии.

Отечественный игровой рынок иностранцам подобные доходы предложить пока не готов. У нас ниже, чем в других странах, средний возраст игрока - а значит, и его платежеспособность. До сих пор процветает пиратство. И высокий, как ни смешно, уровень компьютерной грамотности: многие геймеры готовы ночи напролет ковыряться в файлах, чтобы сыграть во что-то бесплатно. Чем сильнее защищена игра, тем почетнее обмануть жадных капиталистов, ее создавших. Когда эти проблемы будут решены, западные разработчики автоматически станут деликатнее. К тому же технически адаптировать игры к локальным рынкам гораздо легче, чем фильмы. Еще в девяностых был интересный случай: поляки выпустили довольно обидную для русских игру "Odium", которую у нас переделали в патриотичный и остроумный проект "Горький-17", ставший народным хитом.

Поэтому в истории протеста против "Company of Heroes 2" удивляет именно то, что он достиг своих целей цивилизованным путем - с помощью потребительского бойкота, формирования общественного мнения и даже попыток разъяснительной работы с зарубежными игроками. Петиция на сайте Change.org была направлена не в Госдуму и Генпрокуратуру, как это принято у определенной категории активистов, а в издательство "1С-Софтклаб".

Участники протеста требовали не государственной цензуры - к властям жители интернета вообще относятся очень скептически, а социальной ответственности предпринимателей. Прекратив продажи, "1С-Софтклаб" потерял часть выручки и подпортил отношения с SEGA. Упущенная выгода, вероятно, не так уж и велика: игра продается с июня, а в магазинах осталось достаточно копий, которые никто не отзывал. А вот доля продуктов SEGA в издательском портфолио "1С-Софктлаба" достаточно велика. Зарубежная корпорация уже выразила обеспокоенность ситуацией. Зато компания солидаризировалась с российскими геймерами и создала пиар-задел для тут же анонсированной отечественной игры "Блицкриг 3".

Еще не вышедший "Блицкриг 3" - едва ли не самый интересный фигурант этой истории. Отечественные кинематографисты требуют протекционизма и дотаций, но в результате все равно снимают, скажем так, "Утомленных солнцем 2". Российские разработчики игр, напротив, с властями стараются не соприкасаться и полагаются только на себя - благо, у них большая практика достижения успехов на мировом рынке. Серия "Блицкриг" - тот редкий случай, когда можно говорить об определенной русской культурной экспансии на Запад: стратегия пользуется успехом и в Германии, и в США. Чтобы донести до внутреннего и западного потребителя какие-то идеи, их надо красиво упаковать. У российской игровой индустрии - продукта экономики знаний - это пока получается лучше, чем у кинематографа. В этом смысле, кстати, все мы с большими надеждами ждем "Сталинград" Бондарчука.

Интересно, что спустя день после прекращения продаж "Company of Heroes 2" белорусская компания Wargaming.net решилась вернуть в свою крайне популярную по всему миру игру "World of Tanks" "сталинистскую символику". История вопроса: каждый пользователь "World of Tanks" может разукрасить свою боевую машину с помощью надписей, наклеек и прочих обвесов. Историческая символика в "World of Tanks" есть и у русских, и у союзников, и у стран Оси - последних, впрочем, как и в любой другой игре, оставили без свастики. Некоторые геймеры с азиатских, европейских и американских серверов, однако, были оскорблены появлением на поле боя танков с надписями вроде "За Сталина". В Wargaing.net сначала под давлением общественности убрали с зарубежных серверов сталинские картинки, но 6 августа решили их вернуть и впредь не трогать, пока этого не потребует закон. В Германии, например, строго запрещено использование в играх свастики. Очевидно, что в мире растет спрос на приравнивание к свастике и надписи "За Сталина".

Вот так за один месяц две популярные игры стали полем для идеологической борьбы. Которая пока ведется цивилизованными экономическими и гражданскими методами, но со временем наверняка привлечет и внимание политиков. Пока что героическую кампанию против "Компании героев" омрачают всего три вещи. Первая -

стоило вмешаться в конфликт деятелям вроде Ульяны Скойбеды из "Комсомольской правды", и из гражданской инициативы он для многих наблюдателей превратился в очередной маразм охранительной и консервативной системы. Хорошо еще, что Госдума на каникулах.

То есть повторилась шутка с Евтушенко и колхозами: "Если Скойбеда против "Company of Heroes 2", то я - за". Быть "за", вообще говоря, нормально, лишь бы аргументы были серьезнее.

Второе - сложно понять подлинный мотив издателя, прекратившего продажи. Четыре года назад, во время "инновационного" медведевского срока, был отдаленно похожий конфликт по поводу игры "Call of Duty: Modern Warfare". Тогда издатель дал решительный отпор депутату Госдумы. Сейчас в России - совсем другое время года.

В-третьих, истерика - не лучшее оружие защитников Победы. Линия фронта тут проходит все же не в магазинах, а в умах и сердцах игроков, среди которых много детей. Когда эти подростки найдут в себе силы отказываться от дорогого и качественного развлечения (а "Company of Heroes 2", как ни крути, высококлассный продукт), потому что оно оскорбляет историю их страны, никакие кампании и не потребуются. Но непонятно, с чего бы детям совершать над собой такие моральные усилия, если у нас, взрослых, не получается быть нравственным примером. Не только в выборе развлечений, а во всем.