Москва предложила Ирану замену С-300, но Тегеран она не устроила

Saturday, 8 June. 2013

История с иском Ирана в третейский суд Женевы к "Рособоронэкспорту" на $4 млрд за отказ от поставок ЗРК С-300 началась в прошлом году, и уже тогда "Ъ" оценивал шансы российской стороны на успех в процессе как крайне низкие (см. "Ъ" от 18 июля 2012 года). До сих пор Москва официально не комментировала ход разбирательств с Тегераном. Однако на днях гендиректор госкорпорации "Ростех" (ранее Ростехнологии) Сергей Чемезов фактически подтвердил оценки "Ъ". "Шансов на победу (в женевском суде.- "Ъ") не так много,- признал он недавно перед журналистами на открытии военного завода в Иордании.- Мы пытаемся договориться о подписании с иранской стороной мирового соглашения, но пока безрезультатно".

Напомним, контракт на поставку Ирану пяти дивизионов С-300ПМУ-1 (стоимость, по оценкам экспертов, как минимум $800 млн) был подписан в 2007 году. Соглашение между Москвой и Тегераном вызвало резкое недовольство со стороны США и Израиля. Спустя три года Совбез ООН принял очередную резолюцию по Ирану, которая осуждала руководство страны за нежелание остановить ядерную программу. Документ вводил в отношении Тегерана новые санкции, в числе которых был и запрет на передачу современных вооружений.

В сентябре 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по выполнению резолюции Совбеза. После этого путь к поставке Тегерану С-300 был перекрыт. В ответ на это Минобороны Ирана и иранская госкомпания Aerospace Industries Organization подали в третейский суд Женевы иск к "Рособоронэкспорту". Тегеран потребовал от Москвы $4 млрд - эта сумма сложилась из стоимости самого контракта, затрат на подготовку систем для постановки комплексов на боевое дежурство и морального ущерба.

Кроме того, по некоторым данным, туда была включена и неустойка РФ по другим военным контрактам между двумя странами начиная с 1995 года, когда в рамках соглашения Гора-Черномырдина Москва отказалась от поставок вооружений Тегерану

Иранцы утверждают, что С-300 не попадают под действие резолюции Совбеза ООН. Такой вывод они делают из пп. 7 и 8 документа, где закреплено: хотя поставки "ракет и ракетных систем" запрещены, подкатегории ракет класса "земля-воздух" (именно к ним и относятся С-300) это не касается. "Позиция России действительно уязвима - поставки С-300 были запрещены не резолюцией Совбеза, а именно указом президента",- пояснил "Ъ" директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.

Понимая, что риск проиграть дело велик, а невыполнение решения суда грозит серьезными репутационными издержками, власти РФ предложили Ирану пойти на мировую. В качестве компромиссного варианта Москва, по данным "Ъ", предложила вместо поставок ЗРК С-300 осуществить передачу Тегерану систем ПВО "Тор-М1Э". "Еще в прошлом году Иран получил последние из 29 комплексов этой системы по контракту 2005 года,- пояснил источник "Ъ", близкий к российской системе военно-технического сотрудничества (ВТС).- В числе плюсов этого предложения был тот факт, что иранские военные уже успели пройти курсы обучения и комплексы "Тор-М1Э" им знакомы". Более того, при достижении соответствующих договоренностей российская сторона обещала сформировать график поставок таким образом, чтобы сократить время их передачи заказчику к минимуму. Тот факт, что Москва предложила Тегерану заменить С-300 "другими средствами ПВО, не попадающими под санкции Совбеза ООН", подтвердил и источник "Ъ" в российских дипломатических кругах.

Однако, по словам собеседника "Ъ", близкого к российской системе ВТС, иранская сторона предложение Москвы отклонила, мотивировав это тем, что состоящих на боевом дежурстве "Тор-М1Э" Тегерану достаточно, а приоритетной закупкой являются именно С-300, которых в стране нет. Посол Ирана в РФ Сейед Махмуд Реза Саджади вчера подтвердил информацию о том, что стороны стремятся "заключить меморандум о мирном решении разногласий". Вместе с тем он также подчеркнул, что Иран отзовет иск, только если Россия поставит ему С-300.

"Ведущиеся переговоры подтверждают, что Россия не чувствует себя комфортно в связи с иранским иском и делает все, чтобы уладить конфликт,- считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.- Иранцы же хотят получить систему с большой дальностью пуска, которой у них нет" (сравнительные данные "Тора" и С-300 см. в таблице).

По словам Владимира Евсеева, подписание нового соглашения на поставку вооружений возможно, так как "у иранских вооруженных сил есть много пробелов, которые власти страны стремятся заполнить". "Они будут максимально щепетильны и возьмут только то, что не могут пока делать сами или закупать у Китая,- добавил эксперт.- После соглашения Гора-Черномырдина иранцы вообще насторожено относятся к развитию военно-технического сотрудничества с нами. Россия тогда понесла серьезные имиджевые потери, так как убедила многих, что подвержена влиянию Запада в сфере ВТС".

Вместе с тем собеседники "Ъ", близкие к "Рособоронэкспорту", утверждают, что, несмотря на нежелание Тегерана идти на компромисс, Москва будет и дальше добиваться от него отзыва иска и готова к "долгому судебному разбирательству". Ставки действительно высоки: $4 млрд - это почти четверть от годовой выручки России от продажи оружия, которая, по данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, принесла в 2012 году Москве $15,16 млрд.

"Коммерсантъ"